Как Порошенко обернул дело о госизмене в свою пользу и почему он нужен Зеленскому на свободе

Бывший президент Украины Петр Порошенко вернулся в Киев. Суд удалился для вынесения решения по избранию ему меры пресечения по делу о госизмене. Порошенко обвиняют в незаконных поставках угля с территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. В декабре прошлого года Порошенко улетел из Киева в Европу сразу после того, как ему попытались вручить повестку на допрос по «угольному делу». Обсудили эту ситуацию с Владимиром Фесенко, политологом, главой Центра прикладных политических исследований «Пента».

На заседании суда Петр Порошенко еще раз сказал, что дело сфальсифицировано. Он себя виновным не считает. Порошенко обвиняет действующего президента Владимира Зеленского в преследовании. Цитата: «Все это делается с одной целью: публичная дискредитация лидера оппозиции», — сказал бывший президент страны. В партии Зеленского «Слуга Народа» в ответ заявили, что Петр Порошенко политизирует дело, создает скандал и провоцирует противостояние гражданского общества. 

Украинская прокуратура просит суд арестовать Порошенко, либо же отпустить под залог в 1 миллиард гривен, в рублях это примерно 2 миллиарда 800 млн. Бывший президент проходит подозреваемым по так называемому «угольному делу», среди прочего по статьям о госизмене и финансировании терроризма. Дело касается поставок угля из самопровозглашенных ДНР и ЛНР в 14-15 годах. По версии следствия, Порошенко и другие фигуранты дела способствовали терроризму. Защитники же политика утверждают, что поставки угля проводились по легальной схеме и никаких нарушений нет. Суд уже наложил арест на все имущество Порошенко. Как раз в декабре Порошенко покинул Украину, в его партии сказали, что у политика запланированные по графику встречи в Европе. По этому делу подозреваемыми проходят также Виктор Медведчук, глава партии «Оппозиционная платформа за жизнь», которого СМИ называют «кумом Путина», и бывший украинский министр энергетики Владимир Демчишин.  

Почти месяц странствовал бывший президент Украины. Прилетел он из Варшавы рейсом бюджетного лоукостера. Время перелета из Варшавы в Киев занимает примерно один час 30 минут. «Настроение фантастическое», — сказал Порошенко еще перед вылетом. Небольшие проблемы у него возникли на паспортном контроле. Порошенко сказал, что у него забрали паспорт, якобы мешали попасть на родину. В итоге проверка документа заняла 15 минут, после чего паспорт вернули. Пограничники заявили, что не мешали политику вернуться домой, лишь соблюдали закон. А в Государственном бюро расследования пояснили, что пытались в аэропорту вручить Порошенко повестку в суд, но тот якобы отказался. В киевском аэропорту «Жуляны» его ждали сторонники, Порошенко выступил перед ними с речью.

Несколько тысяч человек — сторонников Порошенко — сопроводили его к суду, где ожидали решения. «Порох есть — дадим огня!», — таким (в том числе) лозунгом приветствовали днем Порошенко у здания суда. 

Самым оптимальным с правовой и политической точек зрения политолог Владимир Фесенко считает решение вынести такую же меру пресечения, как и Виктору Медведчуку — домашний арест. «Это и юридически будет корректно, и политически всех устроит», — добавил он. Фесенко предполагает, что даже в случае, если Порошенко окажется в СИЗО, долго его пребывание там не продлится, поскольку он является одним из богатейших людей в Украине и сможет найти деньги для внесения залога. 

Собеседник Дождя отмечает, что данное дело является принципиальным и нуждается в расследовании: «Речь идет о сделке с сепаратистами, передаче налички боевикам сепаратистов в тот момент, когда была горячая фаза боев, в частности, штурмовали донецкий аэропорт. И тут же одновременно СБУ везет огромную сумму налички и передает ее сепаратистам». При этом Фесенко говорит, что доказать факт госизмены будет крайне сложно, что признают большинство экспертов. Кроме того, один из главных фигурантов — экс-министр энергетики — как оказалось, покинул страну. Данный факт Фесенко считает свидетельством недостаточно эффективной работы правоохранительных органов Украины. 

Если говорить о политической стороне вопроса, Фесенко считает, что нынешнему президенту Украины Владимиру Зеленскому нужно, чтобы Порошенко «находился не в тюрьме, а во втором туре президентских выборов». Политолог пояснил, что по крайней мере на данный момент он является оптимальным соперником Зеленского для второго тура. «Если рейтинговая ситуация не изменится, если, допустим, он выйдет во второй тур с Порошенко — да, у него шансы выиграть выборы существуют. Вот если во втором туре будут другие кандидаты — Разумков или Юлия Тимошенко — тогда будет сложнее. Но, опять-таки, это зависит от эффективности действий избирательных команд каждого из претендентов и пока еще рано оценивать эти шансы», — сказал Фесенко. 

В этой ситуации, по мнению политолога, главным является тот момент, что политически ставка делается на увязывание в одном деле Порошенко и Медведчука. Он пояснил, что весной прошлого года в открытом доступе появились записи телефонных разговоров Медведчука, сделанные в 2014-2015 годах. Среди тем обсуждений фигурировала и подготовка к сделке о покупке угля у боевиков в Донбассе, причем первый взнос производился за наличные деньги. Эти записи и стали поводом для расследования. «Для властей это стало своеобразным подарком, потому что это можно было использовать для нанесения удара по патриотическому имиджу Порошенко. Но сама по себе история, конечно, очень показательная. Реально многие эксперты, знакомые всерьез с украинской политикой, конечно знали о давних связях Порошенко и Медведчука, об их взаимодействии, но тут появилась возможность расследовать достаточно резонансное дело и теоретически как бы загнать Порошенко в резервацию, где он будет юридически ограничен, но при этом можно было постепенно подрывать его патриотический имидж», — отметил он. При этом сам Порошенко, как считает политолог, оборачивает себе на пользу ажиотаж, поднятый властями вокруг него. И уже сейчас происходит поляризация в вопросе отношения к нему, безотносительно персоны нынешнего президента Украины Зеленского. 

Фото: Иван Коваленко / Коммерсантъ

Другие выпуски