«Поддержка Лукашенко аморальна». Депутаты региональных заксобраний от «Яблока» осудили позицию Путина по Беларуси

13/08/2020 - 20:03 (по МСК) Тихон Дзядко

Лев Шлосберг, председатель Псковского отделения партии «Яблоко», опубликовал обращение депутатов региональных законодательных собраний России. В нем парламентарии потребовали немедленного освобождения политических заключенных в Беларуси, а также заявили о непризнании президентом Александра Лукашенко. Обращение подписали депутаты от «Яблока» Евгений Бунимович, Дарья Беседина, Максим Круглов, Сергей Митрохин и другие. В эфире Дождя Шлосберг рассказал подробности. 

Лев, я приветствую вас в эфире Дождя!

Тихон, здравствуйте! Я рад видеть вас. Добрый вечер!

И мы рады видеть вас в эфире телеканала Дождь. У вас сегодня в фейсбуке было опубликовано обращение к Александру Лукашенко. Расскажите, что за обращение, вместе с кем вы его подписали?

Это на самом деле не обращение к Александру Лукашенко, хотя, безусловно, мы считаем, что он является одним из прямых адресатов этого обращения. Это позиция депутатов пяти государственных законодательных собраний России: депутатов Московской городской думы Евгения Бунимовича, Дарьи Бесединой, Максима Круглова, Сергея Митрохина, Евгения Ступина, Михаила Тимонова, депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга Максима Резника и Бориса Вишневского, депутатов Законодательного собрания Республики Карелия Ивана Гусева и Эмилии Слабуновой, депутатов Псковского областного собрания Артура Гайдука и моя позиция и депутата Астраханской областной думы Дмитрия Ануфриева. Это государственная оценка происходящего в Беларуси.

В чем она заключается?

Это заявление депутатов было подписано вчера и опубликовано вчера вечером, сегодня оно получило достаточно большую аудиторию. Мы категорически не согласны с той позицией, которую официальная Российская Федерация в лице Путина заняла по отношению к событиям в Беларуси. Не просто к белорусским выборам, а к тому, что происходит с белорусским народом в белорусском обществе.

Мы считаем, что признание этих выборов и поддержка Александра Лукашенко является абсолютно недопустимым и аморальным действием. Дело не в вопросах рациональной или нерациональной политики, дело в том, что в Беларуси сейчас на глазах у всего мира происходит преступление против человечности. Преступления против человечности выходят за рамки территориальности государств. Подсудность и подследственность по этим преступлениям являются международными.

Мы видим, что белорусское государство озверело, потому что в Беларуси озверел один человек ― Александр Лукашенко. Он потерял человеческий облик. Этот человек неадекватен, он украл голоса миллионов граждан, он приказал фальсифицировать выборы, этот приказ выполнен. Он узурпировал власть, то есть совершил тягчайшее государственное преступление, в том числе по Уголовному кодексу Республики Беларусь.

Граждане возмутились, возмутились совершенно естественно. Для Лукашенко это оказалось внезапным. Очевидно, в его мире, в его реальности без малого семь миллионов избирателей Республики Беларусь ― это любящие его люди, любящие пожизненно за все то, что он там делает, в том числе безобразное.

Чего вы ждете от российской власти? Какой поступок, какое заявление российских властей вас бы сейчас удовлетворило?

Мы считаем, что российское государство не должно признавать Александра Лукашенко президентом Республики Беларусь. Российское государство должно заявить, что оно готово выступить посредником между Александром Лукашенко и белорусским обществом с целью установления мира и стабильности в белорусском обществе. Россия должна выступить посредником в передаче власти законно избранному президенту Светлане Тихановской.

Безусловно, российское государство заинтересовано в первую очередь в том, чтобы в Беларуси прекратилось насилие и кровопролитие. На утро сегодняшнего дня было известно о более чем шести тысячах задержанных, и эта цифра растет буквально с каждой минутой. Эти люди находятся не просто в СИЗО и в тюрьмах, их пытают. Этому уже достаточное количество подтверждений. То, что сейчас происходит в застенках Республики Беларусь, не просто откат в какие-то чудовищные советские времена, которые в Беларуси, по сути дела, не закончились. Это печальные воспоминания о фашистских застенках на этой же самой земле, где каждый третий погиб во время оккупации в 1941–1944 годах.

То есть вы говорите про то, что Российская Федерация здесь может выступить посредником.

Российская Федерация должна в первую очередь выступить гарантом прав и свобод жителей Беларуси. Российская Федерация должна заявить, что она…

Лев, я прошу прощения, это смело, учитывая, что вы многие годы являетесь представителем партии, которая последовательно заявляет о том, что российская власть не может выступить гарантом соблюдения прав человека и на территории Российской Федерации.

Тихон, все правильно. Вы меня спросили, что должно делать российское государство.

Да.

И вот тринадцать депутатов государственных законодательных собраний России, не имея возможности ожидать от российского государства, от президента, от парламента, от Министерства иностранных дел адекватных действий от имени России, мы выступили от имени России, мы, государственные лица, избранные в государственные органы власти. Мы видим колоссальную лакуну адекватной политической, человеческой и юридической оценки происходящего в Республике Беларусь, и мы, как можем, будучи всего лишь региональными депутатами, эту нишу восполняем. Мы хотим, чтобы нам было не стыдно за российское государство, потому что российское государство ― это мы, это люди, которых избрали на разных выборах, в том числе и нечестных.

Лев, смотрите, я понял, прекрасно понимаю вашу позицию. Есть в дискурсе сейчас, уж простите за такую высокопарную фразу, обсуждение еще одного варианта развития событий, довольно страшного, в частности, об этом сегодня нашему коллеге Владимиру Соловьеву в Минске говорил Андрей Дмитриев, бывший уже кандидат в президенты Беларуси. Он говорил о том, как сейчас себя может повести российская власть.

«Мы считаем, что есть угроза, что могут быть протесты использованы для какой-то инсценировки, которая позволит какой-то части белорусской власти, я не знаю, какой, обратиться к России за помощью, потому что согласно ОДКБ есть положение, которое, кстати, пробил сам Лукашенко, да, о том, что члены ОДКБ должны помогать друг другу в случае угрозы цветных революций.

Поэтому мы считаем, что все протесты, которые сегодня происходят, должны быть, во-первых, принципиально мирными, как это есть сегодня. Надо вообще убрать все ночные протесты, потому что иначе мы можем получить здесь, что называется, нежелательных друзей. А незваный гость, как мы знаем, хуже татарина», ― говорит Дмитриев.

Мой вопрос про первую часть того, что говорил господин Дмитриев, а не про вторую. Вторая ― протесты ― наверно, внутренний вопрос Беларуси. А то, что касается варианта, при котором ОДКБ, как страны Варшавского соглашения в 1968 году, едут в 2020 спасать Беларусь, выполняя свой интернациональный долг, ― это уже вопрос к нам с вами. Как вам кажется, насколько сейчас вероятен подобный вариант?

Я считаю, что возможно все, учитывая, что Беларусь возглавляет де-факто Лукашенко, узурпировавший власть, Россию возглавляет Путин, который во многом копирует Лукашенко и следует Лукашенко в своих политических действиях. Хочу еще раз напомнить, что первым обнулился Лукашенко в 2004 году, а Путин спустя 16 лет сделал то же самое.

Безусловно, есть украинский прецедент, когда теряющий власть Виктор Янукович обращается к Российской Федерации и получает военную помощь с ведома Совета Федерации. Возможен ли этот вариант сейчас в отношении Беларуси? Юридически он возможен. Насколько этот вариант может являться приемлемым для белорусского общества? Ни насколько. Я могу сказать, что в моем представлении этот вариант может привести к колоссальному кровопролитию, потому что белорусы встанут против российских войск точно так же, как они сейчас встают против карателей Лукашенко.

Но такой вариант, несомненно, известен и понятен Путину. Нам неизвестно с вами содержание закрытого общения Путина и Лукашенко. Я убежден в том, что Путин поддерживал Лукашенко изначально, все инсценировки, включая 33 непонятно кого, то ли «Вагнера», то ли другого композитора, присутствующие в Республике Беларусь, ― это часть инсценировки для того, чтобы консолидировать голоса пророссийских избирателей. Точнее, голоса тех избирателей, которые как раз не хотели бы усиления присутствия России в Беларуси. То есть это все было театральное действие, это все не могло делаться без прямого согласования с Путиным. Все возможно.

Последний вопрос. Вы говорите, что неприемлемо для белорусского общества. Приемлемо ли для российского общества, как вам кажется? Во всяком случае, какой-то значительной его части?

Нет, я считаю, что российское общество, помня про то, сколько крови было принесено событиями в Украине, не поддержит вооруженное вторжение ― а это именно вторжение, оккупация ― в Республику Беларусь. Российские войска не обладают статусом войск ООН, они не могут быть введены сами по себе. Если говорить о гарантиях безопасности, то это должны быть международные вооруженные соединения, которые имеют соответствующий мандат, и только Организация Объединенных Наций может санкционировать подобные действия.

Обратите внимание, пока что в Украине это участие не санкционировано в той степени, чтобы прекратить столкновение на Донбассе. Я абсолютно уверен в том, что никто на международном уровне России это право не предоставит, Россия спрашивать его не будет. Я очень надеюсь, что такой сценарий не состоится, потому что для России он будет катастрофическим, он будет окончательно означать, что страна превратилась в абсолютного агрессора, это уже будет история не Крыма и Донбасса, это будет прямая история воссоздания Советского Союза, это будет прямая попытка силового воссоздания СССР. Для нашей страны это будет очень тяжелый сценарий, крайне тяжелый сценарий.

Кроме того, нужно сказать, что этот механизм ОДКБ является изначально провокационным, подобное ходатайство могло поступить, в частности, в Армении в ее извечном противостоянии с Азербайджаном в связи с Нагорным Карабахом. Но этот механизм не был задействован. То есть этот механизм означает, что все остальные правовые и политические договоренности нашей страны абсолютно дезавуированы и Россия просто приступает к расширению фактически своей территории. Это катастрофа, я надеюсь, что ее не произойдет. Но в этом смысле ответственность, личную ответственность несет Путин. Только Путин может принять это решение.

Что ж, будем надеяться, что это лишь опасения и страхи, которые некоторые люди высказывают, памятуя то, что происходило в 2014 году.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски