Коллапс в Шереметьево: кто виноват в задержке десятков рейсов

04/12/2017 - 23:57 (по МСК) Евгения Котляр, Анна Монгайт

Начиная с 1 декабря в аэропорту Шереметьево случился очередной коллапс — больше сотни рейсов «Аэрофлота» были задержаны. Авиаперевозчик молчал, не объясняя причины сбоя в работе. Оказалось, что некоторым рейсам почему-то не давали разрешения на запуск двигателей. Часть пассажиров в это время сидели в самолетах и вместе с командой ждали сигнала — некоторые провели на борту больше семи часов. Евгения Котляр разбиралась, кто виноват — погода, Росгидромет или сам «Аэрофлот», который недавно объявлял о метеонезависимости.

На третьем часу ожидания вылета внутри салона самолета пассажиры начали срываться на бортпроводника. Кто-то требовал еды, кто-то гостиницу. Что происходит и сколько еще ждать — непонятно. Длительные задержки рейсов в выходные дни «Аэрофлот» объяснил только 4 декабря. По версии авиакомпании, причина — отсутствие разрешения на запуск двигателей из-за высокой загруженности аэропорта.

«Командиры воздушных судов постоянно находились в ожидании от Шереметьево разрешения на буксировку со стоянки, запуск двигателей, руление. Аэропорт, в свою очередь, зависел от загруженности управления воздушным движением. Разрешение на запуск могли дать в любую минуту или через час, поэтому пассажиров не высаживали», — заявили в пресс-службе аэропорта Агентству городских новостей «Москва».

«Кружили мы над Москвой часа полтора. Даже один раз почти сели, но в какой-то момент взревели двигатели и пилот пошел снова на взлет. Пока кружили нас очень сильно трясло. В конце концов мы сели ... [...] ... Ехали мы до терминала еще час. Сначала ехали своим ходом, стояли в настоящей пробке из самолетов, потом нас буксировали, потом долго не могли найти свободный трап», — рассказал один из пассажиров в своем инстаграм-профиле.

«За сутки или чуть более накопилось сто рейсов. При такой интенсивности полетов это не много. А для пассажиров, конечно, это очень много. И для аэропорта это очень много. Сто рейсов... Самолет — это примерно 150-200 человек. Если посчитать, сколько это людей, то, если все эти люди будут находиться в терминале, то это ситуация практически близкая к коллапсу», — считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

По мнению эксперта, авиакомпаниям не выгодно держать пассажиров на борту самолета вместе с командой бортпроводников и капитаном корабля. Обслуживание борта в предполетном состоянии, оплата работы бортпроводников и пилотов, репутационные риски – для авиакомпании типа «Аэрофлот», это лишние затраты. А то, что случилось в выходные в Шереметьево, Гусаров объясняет экстремальными погодными условиями.

«Это и говорит об экстремальных условиях. О том, что авиакомпания людей посадила на самолет, экипаж был готов к взлету, и они все время сидели и ожидали разрешение на вылет. Но погодные условия не давали возможности разгрузить этот затор на земле. Просто экипаж ждал, что вот-вот, вот-вот им дадут разрешение на взлет. Они, на самом деле, знать не знают, когда получат это разрешение», — добавил Роман Гусаров.

Для гражданской авиации погода близкая к нулю градусов, с осадками — наиболее опасна. Взлетно-посадочная полоса требует обслуживания каждые полчаса. В ситуации, когда самолеты прибывают и улетают каждые полторы минуты, таймаут на очистку полосы (около 15 минут), чреват множественными задержками. Но такие погодные вводные, для начала зимы – типичны и аэропорты, авиакомпании должны быть готовы к работе в затрудненных условиях.

«Самое опасное — это когда переход через ноль. И особенно, когда самолет идет на снижение и на взлет. То есть это чревато обледенением воздушных судов, что, в общем-то, тоже не редкость. И к этом техники готовят воздушные суда, обрабатывают их. Пилот и штурман об этом заранее предупреждены. Поэтому всё штатно, зима вносит свои коррективы», — рассказал начальник Ситуационного центра Росгидромета Юрий Варакин.

Туманы, осадки, мокрый снег, налипания, гололед – обычные для этого времени года условия. Другая версия, причин коллапса Аэрофлота – отказ авиаперевозчика от услуг Росгидромета. После приказа Минтранса от 24 марта плату за метеоинформацию включили в аэронавигационные сборы. Их авиакомпании платят Госкорпорации по организации воздушного движения. После этого, 29 ноября, Росгидромет предупредил «Аэрофлот», что отказ от закупок может создать риски для пассажиров. А уже 1 декабря в Шереметьево случился коллапс.

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Другие выпуски