Как работают эксперты-лингвисты, нашедшие экстремизм у Егора Жукова, Варвары Карауловой, блогера Синицы и даже у Лермонтова

11/09/2019 - 21:39 (по МСК) Евгения Зобнина

«Новая газета» 11 сентября опубликовала текст лингвистической экспертизы, проведенной экспертом Института криминалистики ФСБ Александром Коршиковым. Он проанализировал видео с Егором Жуковым, студентом ВШЭ, которого обвиняют в призывах к экстремизму. Из заключения следует, что эксперт нашел экстремизм во фразе Жукова о необходимости «любых форм протеста». По его мнению, призыв «приниматься за любые формы протеста» включает в себя «крайние насильственные формы протеста, как одни из возможных форм протеста». Кроме того, в этом же видео эксперт отмечает фразу Жукова «делайте все, на что способны, и не ждите чьей то указки». Он считает, что этот призыв «также не содержит каких-либо ограничений на методы действий, кроме как указание на пределы возможности конкретных исполнителей действий». Как экспертизы становились приговорами и кто эти лингвисты от ФСБ, разбиралась Евгения Зобнина.

«С системой нужно жестко и планомерно бороться», «Делайте все, на что способны», «Тут нужно хвататься за любые формы протеста» — эти фразы блогер Егор Жуков произносил на камеру два года назад, в октябре 2017-го. Их тщательно изучили во время лингвистической экспертизы и установили, что «бороться, хвататься, делать все» — призывы-воззвания к протесту. «Любые формы протеста» — это в том числе захват власти и вооруженный мятеж. Значит, Жуков склонял к мятежу. Это несмотря на то, что блогер с десяток раз говорил следующее: «Я не устану это повторять — власть в России можно сменить только мирным путем».

И даже эксплейнер («Товарищ майор, это видео носит ознакомительный характер и не преследует цель кого-либо к чему-либо призвать») в начале видео не помог. 

Еще экспертам интересно, как блогер анализирует Джина Шарпа — теоретика ненасильственного протеста. Жуков писал курсовую по «мягкой силе» и делился знаниями с подписчиками. Студент перечислял методы Шарпа, среди них — отказ от уплаты налогов, мятеж, изготовление фальшивых денег. Эксперт, который по идее занимается анализом слов, а не права, тут же посчитал, что здесь явные признаки преступлений. Мало того — Жуков, оказывается, и к суициду призывал:

«Самосожжение, прыжок в воду и так далее», «максимальное пожертвование движению, и это, конечно, будет вспоминаться веками — и если это движение придет к власти, эти люди будут признаны героями».

Это все эксперты назвали «агитационной работой Жукова Е.С. на видеохостинге YouTube». Их заключение разгромили академики РАН — как можно все это увидеть в роликах против насилия?

Анна Дыбо, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН: Там, наоборот, отстаивается, может быть, в несколько наивной форме, но речь идет именно о продуктивности ненасильственного протеста. Они, собственно, именно этому и посвящены. А в экспертизе официальной, пошедшей в суд, выдергиваются отдельные фразы, и к ним предъявляется претензия, что это пропаганда насилия, экстремизма и так далее.

Фамилия одного из экспертов по делу Жукова уже мелькала в громких делах. Сотрудник Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России Александр Коршиков проводил экспертизу переписки Варвары Карауловой с Саматовым — вербовщиком Исламского государства, запрещенной в России террористической организацией.

Вот показания Коршикова на суде: 

«Могу пояснить следующее: в беседах имели место фразы подсудимой, направленные на поддержание, продолжение общения с Саматовым, но инициатива в разговорах зачастую также исходила и от нее. В представленных на экспертизу текстах в достаточном объеме содержатся самостоятельные суждения Карауловой, в том числе о намерении выехать на территорию ИГ».

Эти вот самостоятельные суждения и легли в обвинительный приговор Карауловой, как и многие другие экспертизы. Доцент высшей школы экономики Дмитрий Дубровский изучает сомнительные исследования — так он обнаружил, что доктор культурологических наук Виталий Батов и учитель математики Наталия Крюкова вынесли больше 50 экспертиз, все закончились обвинительными приговорами. 

Научный сотрудник Центр независимых социологических исследований Дмитрий Дубровский: Крюкова с Батовым писали экспертизу и по Pussy Riot, и по Дмитриеву, и все это совершенно им сходило с рук. И все, всегда их экспертизы принимались. Хотя формально они тогда были Институт культурологии, а сейчас они Центр социокультурной экспертизы, то есть формально независимая организация. 

Та же Наталия Крюкова из «Центра социокультурных экспертиз» за удивительно короткий срок написала заключение по твиту Владислава Синицы, которого посадили на пять лет за экстремизм — якобы он угрожал детям полицейских.

В 2017-м Крюкова дала интервью о том, как оставаться в тренде новых уголовных дел.

Учитель математики Наталия Крюкова: Мы имеем себе право позволить роскошь придумывать новые методики. Создавать их. По ходу появления новых вызовов. Дело в том, что материал меняется очень быстро. Даже иногда год-два — и уже все, методику надо перекраивать, переделывать, ее нужно пересматривать. Уже все.

Любят эксперты оценивать и музыкальные тренды. По словам лингвистов из Ярославля, песни группы «Кровосток» «формируют <...> пошлость, цинизм, вседозволенность, ложные ценностные ориентации, комплекс сверхчеловека». Но творчество группы в итоге разрешили. 

Блогер Соколовский примерно в то же время, что и Егор Жуков, записывал ролики, где «создавал негативные образы и цинично комментировал видеоряд» — так заключили эксперты. Этим летом Соколовского задержали с плакатом с надписью «Путин лох» — видимо, повод для новой экспертизы.

Блогер Руслан Соколовский: Для того, чтобы написать эту сакраментальную надпись «Путин — лох», я использовал методы каллиграфии.

Под экспертизу попадали и писатели-классики. В суде над директором библиотеки украинской литературы Натальи Шариной эксперт Евгений Тарасов из института языкознания РАН исследовал книги, которые якобы разжигают ненависть. Украинский он знал со словарем, но не это главное. Из стенограммы суда — обвиняемая Шарина спрашивает Тарасова.

— Разжигала ли библиотекарь рознь, если она выдала законно напечатанную книгу? Притом что в стране отсутствует цензура, и книга в библиотеку попадает законно? Например, Лермонтова «Немытая Россия». На ком должна лежать ответственность? 

— На авторе.

— На Лермонтове?

— Да!

По делу «Нового величия» первую экспертизу проводила учительница иностранных языков Лариса Платонова. Она читала переписку в закрытом чате телеграма — и там повсюду призывы. Правда, следствие потом назначило еще две проверки — от Минюста и Московского исследовательского центра, — и эксперты следов экстремизма не нашли.

Но иногда вместо оценок эксперты обнаруживают подделки. Адвокаты сестер Хачатурян увидели, что протоколы допроса девушек написаны одинаково, и обратились к лингвистам.

Адвокат Ангелины Хачатурян Алексей Паршин: Эксперты обнаружили, что протоколы показаний девочек действительно на 90% состоят одни из других. При этом они установили, что изначально была допрошена Мария Хачатурян, уже из ее показаний были сформированы показания Ангелины Хачатурян, а из показаний Ангелины Хачатурян были сформированы показания Кристины Хачатурян. Они установили как раз все те ошибки, про которые я говорил, привели сравнительные таблицы, в которых это было все видно, а также установили, что данные протоколы не являются показаниями трех различных лиц. Они являются одним текстом, написанным одним автором, который имеет юридическое образование и умеет грамотно составлять юридические тексты.

Это, по словам специалистов, и есть настоящая работа лингвистов. А вот в случае с Жуковым эксперт занимается интерпретацией, а не анализом — а это уже считается преступлением. 

Научный сотрудник Центр независимых социологических исследований Дмитрий Дубровский: В случае вот таком речь идет о том, что никогда не применялось на практике, а именно об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Вообще-то говоря любой эксперт расписывается сам в начале экспертизы… Так вот, к сожалению, никто еще ни разу не пострадал за дачу заведомо ложных показаний.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски