«Если политика потеснила спорт и моду, хороший журнал должен откликаться». Обсуждаем «протестный» номер журнала Elle

07/10/2019 - 22:01 (по МСК) Татьяна Малкина, Денис Катаев

Удар, откуда не ждали. Российский модный журнал Elle неожиданно вышел с провокационной по нынешним временам обложкой ноябрьского номера. На ней мы видим знаменитую модель и певицу Каролин Вриланд, тело которой прикрыто цитатой из 29 ой статьи Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу массовой информации и запрет цензуры. Получилась своеобразная акция, весь номер редакция посвятила отказу от цензуры во всех ее проявлениях. Поговорили с Александром Маленковым, писателем и главным редактором журнала MAXIM о нашумевшем номере ELLE и о том, должна ли политика вторгаться в глянец. 

Александр, как вам съемка, как вам Elle? Ознакомились ли вы уже?

Александр Маленков: Да, я ознакомился, и до сих пор не могу перестать знакомиться, все знакомлюсь и знакомлюсь, и никак не назнакомлюсь. Я «за».

Вы «за». А вы тоже как-то, вы как старожил глянца, как вы отреагировали на всю эту новость, что такой Elle стал смелый, или наоборот, как-то все закономерно для вас?

Знаете, наше глянцевое болотце, оно в общем живет немножко по своим законам. Прелесть глянца в том, что бы ты там не сделал, скорее всего, этого никто не заметит, потому что и тиражи небольшие, и резонанс по сравнению с серьезными СМИ невелик. И отчасти это было причиной такой вольницы в глянце, которая периодически там происходила, и сейчас происходит. Поэтому я нормально отношусь. Да, уже давно, лет восемь-десять, общественно-значимые темы вполне себе являются плодородной почвой для наших глянцевых изысканий.

Но вы в последнее время как-то вынуждены были цензурировать себя как-то, или уходить от тем, или у вас не было таких проблем вообще?

Нет, у нас были, в отличие от других журналов, мы ветераны борьбы с Роскомнадзором, прилетали предписания по несколько раз в месяц, в основном то за мат, то за пропаганду. Там довольно скучные статьи, это пропаганда алкоголя, по-моему, была, запрещено его в разных видах…

Без политики, в общем, да?

Ну, мат. Понимаете, политическая цензура не так страшна, как кажется, потому что намного сильнее самоцензура. Я вот смотрю, многие журналисты просто на всякий случай боятся упоминать даже Путина или Крым…

Конституцию даже боятся.

Давайте просто об этом не писать, вот так это происходит. Ничего страшного не произойдет, если ты об этом напишешь, мы в Maxim постоянно об этом, мы и не переставали просто. Мы так или иначе разбираем какие-то важные темы, тюрьмы.

То есть если даже выйдут все глянцевые журналы, условно, я сейчас фантазирую, с заголовком «Я/мы кто-то», с рассказом про конституцию, в принципе, никто и не заметит, на ваш взгляд?

В общем, да. Боюсь, что да. Вот видите, возможно, телеканал Дождь это заметит.

Мы заметили, конституция.

Нет, массового влияния на умы журнал не делает, но это тоже капля в море, тоже такой лед под ногами майора, который в общем небесполезен. Кто-то заметит.

Кто-то заинтересуется и узнает вообще фамилию Устинова, например, да?

Ну, сейчас ее уже все люди знают, которые более-менее следят за повесткой дня. Просто сейчас в принципе, действительно, в этом 2019 году, небывалая гражданская сознательность проклюнулась у людей, видимо, просто накопилось. Количество несправедливостей перешло в качество, и так народ немножко проснулся. Никто никогда причину не сможет, как всегда, наверное, есть много причин любых таких событий, но факт остается фактом, что сейчас эти темы перекрыли все другие, которые только были. Не гламур, не фэшн, не спорт, сейчас ничто не может соревноваться по важности именно вот с этими, и те, кто даже особо не интересовался общественно-политическими темами, сейчас горячо ими интересуется.

Последний вопрос, то есть все-таки не должен глянцевый журнал игнорировать повестку современную? Идеальный, тот самый глянцевый журнал?

Слушайте, глянцевый журнал должен быть неким слепком интересов своего читателя. Если у читателя в списке его интересов политика потеснила спорт и моду, значит, хороший журнал должен откликаться. Я сейчас даже не говорю про позицию авторов, которые просто самовыражаются. Конечно, это не всегда такая «фабрика грез», это такой слепок эпохи все равно.

Спасибо большое, Александр. А мы скажем все-таки главному редактору журнала Elle Екатерине Мухиной, передадим тоже спасибо за этот номер. Спасибо за то, что вы не просто «фабрика грез».

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Другие выпуски