«Власть продвигает реформу, которую не считают справедливой»: почему люди почувствовали себя обманутыми после выборов

Объясняет директор ВЦИОМ Валерий Федоров
23/08/2018 - 13:39 (по МСК) Анна Немзер

Генеральный директор ВЦИОМ, социолог Валерий Фёдоров побывал в эфире программы «Политика. Прямая линия». Он рассказал, как пенсионная реформа повлияет на рейтинг президента Владимира Путина, и почему население чувствует себя обманутым после выборов 2018. 

Полную версию программы смотрите здесь

У меня сейчас такой один промежуточный вопрос: есть такая идиома, «тефлоновый рейтинг», обывательская идиома абсолютно, которая примерно расшифровывалась таким образом — что бы в стране ни происходило, кризисы и так далее, но рейтинг Путина держится и не очень зависит от социальных обстоятельств, экономических обстоятельств и так далее. Во-первых, насколько она все-таки имела основание, насколько она имела право на существование, эта идиома? И если она имела право на существование, почему именно в случае с пенсионной реформой она не работает вообще?

Смотрите, давайте возьмем последние четыре года. После воссоединения с Крымом и Севастополем в течение трех месяцев рейтинг Путина в должности президента, а это именно одобрение его работы, вырос с 62-63% примерно, в феврале 2014 года, до 84-86% в мае. Это очевидно была реакция на события на Украине, на события в Крыму и на ту линию, на тот курс, который избрал Владимир Путин. Затем, в течение почти четырех лет, этот рейтинг держался более-менее на одном уровне. Да, не 84%, не 86%, но 77%, 78%, 76% иногда. Представляете, четыре года. За эти годы у нас разразился экономический кризис, девальвировался рубль, упали цены на нефть, были введены жесткие санкции, потом в 2016 году кризис закончился, начался рост, но не очень уверенный, были митинги протестные в 2017 году масштабные, и тем не менее, рейтинг был, как вы сказали, «тефлоновым». А вот сейчас тефлоновость кончилась.

Это просто срок годности?

Это не срок годности, это, я бы сказал так, подошло время серьезных решений. Если в вопросе, воссоединяться с Крымом или нет, по сути, дискуссии не было. Конечно, была часть общества, которая говорила, что не надо нам туда лезть и вообще это не надо, пусть сами разбираются, но эта часть общества была очень небольшой. Все-таки три четверти, если не четыре пятых россиян, и это все опросы показывают, наши и не наши, они поддерживали воссоединение с Крымом и Севастополем. А сейчас вопрос совершенно другой. Сейчас, если мы спрашиваем про пенсионную реформу, надо ли повышать пенсионный возраст или нет, нам 80% говорят, что не надо. Ну, какой рейтинг может выдержать такое? Конечно, никакой.

Вот я как раз хотела вам задать вопрос о ваших собственных замерах относительно пенсионной реформы. То есть, против 80%.

Ну, сейчас чуть поменьше, 70+, но в целом да, от 70% до 4/5 опрошенных до сих пор высказываются против повышения пенсионного возраста. По крайней мере, в том виде, в котором она предложена.

У «Левада-Центра» были немножко другие цифры, они говорили, что около 90% избирателей высказываются против планов правительства, при этом 40% готовы выйти на улицы. Я хорошо помню наш с вами прошлый разговор, я хорошо помню вашу позицию, что обещать не значит жениться, что тот человек, который говорит, что он готов выйти на улицу, далеко не обязательно выйдет на улицу. Но потенциал недовольства, с вашей точки зрения, вот с этой оценкой вы готовы сойтись?

Я напомню, у нас в июле уже были митинги против пенсионной реформы, и они выглядели довольно жалко, хотя их организовывали…

Лето.

Да, лето, но тем не менее, тема такая… Лето не помешало снижению рейтинга президента почему-то, и даже мундиаль не помешал. А на митинги никто не пошел.

Ну, так одно дело сказать слово, а другое дело идти, как вы сами мне говорили, другое дело идти куда-то.

Правильно, обещать не значит жениться.

Обещать не значит жениться, это правда.

Но я думаю, что главная проблема не в митингах, конечно. Ну, вышли, помитинговали, покричали, пар вышел, успокоились и пошли дальше работать, в конце концов. Нет, дело не в митингах, а дело в качестве рейтинга, в качестве авторитета, в качестве отношения к президенту. Все-таки Путин, его поддержка, его авторитет, его уникальность не только в том, что там очень высокие цифры поддержки. Уникальность и в том, какую роль он играет для россиян. Эта роль, во-первых, стратег, человек, который знает больше, чем мы, видит дальше, и принимает пусть и сложные решения, но те, которые необходимы. И он многократно демонстрировал именно такое качество. И второе качество, он защитник. Он защитник не только России от всяких внешних напастей, он и защитник народа от всяких внутренних бед, от олигархов, от чиновников, в общем, от всего плохого.

И когда власть, не Путин, но правительство, назначенное Путиным, принимает и продвигает реформу, которая не считается справедливой, которая не считается несущей благо простому народу, это, конечно, подрывает авторитет Путина. И мы видим, что 15%, они же не просто так ушли, это те, кто отказал на какое-то время в доверии Путину, потому что разочаровались в его роли стратега и в его роли защитника. Я не думаю, что это навсегда, я не думаю, что это необратимо. Повторюсь, президент своего слова еще не сказал, но он обязательно должен его сказать, и в сентябре, после того, как он публично заявит свою позицию, мы уже будем, знаете, как по пословице, цыплят по осени считают, рейтинг будем считать по осени.

Фото: пресс-служба президента России

Другие выпуски