Глеб Павловский: «Путин видит: все, что ему предлагают, — это ловушки, попытки взять его под контроль»

26/05/2017 - 19:23 (по МСК) Анна Немзер

Политолог Глеб Павловский в эфире Дождя поговорил о сценарии президентских выборов 2018 года, а также о поиске повестки и «правильных» соперников для президента.

У нас очень интересная политика. Заметьте, мы в состоянии избирательной кампании, которая не объявлена, она и не может быть объявлена.

Она не может быть объявлена.

Она может быть объявлена только аж в декабре этого года. А мы в ней находимся уже с декабря прошлого года, если считать с утечек из администрации и с заявления Навального о своих планах. А президент все еще не заявил ничего. Что происходит? Вы знаете, когда-то давно я был сторонником, так сказать, тишины и порядка и предлагал Путину разнести выборы в Думу и президентские выборы. Для этого даже предлагал распустить Думу досрочно, это считалось небольшой проблемой. И вот это сделали. Создали такой разрыв.

И что произошло? Оказывается, это ошибка. Оказывается, это новое время, срок между думскими и президентскими, превратился фактически в новый срок такой предпредвыборной кампании. И мы уже живем внутри нее, хотя еще почти год до голосования. Это очень интересно. И уже с этим никто ничего не сможет сделать — ни Путин, ни администрация, и Навальный не останется, я думаю, единственным, кто еще задолго до всего заявит о своих планах. Я думаю, что нас ждет, опять-таки, самовыдвижение каких-то людей. И, в конце концов, вот это и есть политическая сцена.

Мы до сих пор думали, вот есть выборы 2018-го года — ну, это Путин, Путин. Путин, там, пролонгация, говорили, модель плебисцита.

Плебисцит, да.

Да, нас кормили этой моделью плебисцита и так далее. Но где плебисцит-то? И где Путин? Мы обсуждаем выборы 2018 года, их повестку, но не обсуждаем Путина. Ну да, нас интересует, что Путин скажет, что он вообще решит: идет он на выборы или не идет.

Я сегодня как раз говорил об этом с другом, тот говорит: «Слушай, тут есть противоречие. Получается, ты ставишь вопрос: идет ли путин на выборы Путина». Вот, а это, знаете ли, как Христос говорил: «Кто изображен на динарии? Кесарь? Отдайте кесарево кесарю». Тут несколько другая логика. Путин еще не сказал, что он изображен на динарии 2018 года. А уже многие туда стремятся. И я думаю, что это тоже хорошо, такое вот самовыдвижение помогает стране понять, что у нее на уме. А откуда она еще может узнать? Поэтому мы в очень интересном процессе.

В какой-то момент да, я думаю, что Путин тоже скажет, как и Навальный, вслед за Навальным, что «я хочу быть президентом». Но вы знаете, он уже будет, во-первых, вторым, а, может быть, и третьим, я не знаю,  к этому моменту. Во-вторых, к этому времени мы уже будем обсуждать: а зачем, что он там, собственно, зачем тот или другой человек хочет стать президентом, с чем он идет? Вот с чем Путин идет, что только с тем, что выборы перенесли на неделю? Ну, это же смешно. Что от переноса выборов на 18 марта поменялось? Ничего. Вообще ничего. А что, у страны нет других проблем кроме Крыма? Есть, я бы сказал, некоторое количество проблем во всех сферах без исключения.

Вот я думаю, что вот эти проблемы уже, просто сейчас лето все начнут обсуждать, а не планы Путина, его подсознание и, при всем моем уважении, даже что хочет Навальный, и надоел ли Путин Ходорковскому. Это все, конечно, интересно, но нам интересны все-таки проблемы страны.

Есть ли у вас ощущение, что Путин будет советоваться с элитой? Есть ли там какой-то человек или какой-то лагерь, к чьему мнению он будет прислушиваться, к чьему мнению он готов прислушиваться?

Ну вот здесь острый вопрос на самом деле, здесь горячая точка, для него самого горячая. Потому что, во-первых, он очень не любит советоваться. Советоваться — это значит раскрываться. Я хорошо помню, что он советоваться не любит. Он любит выслушивать советы, но не советоваться, не рассказывать, какое у него об этом мнение. Второе: сегодня в той ситуации, которую в значительной степени он сам создал, все, что он скажет, как в американских фильмах, все, что вы скажете, может быть использовано против вас, вот это ситуация Путина. Его ближний круг, конечно же, использует любое его слово в своей борьбе за бонусы, преференции.

А сегодня где главный бонус? Сегодня главный бонус — это выборы 2018 года. И борьба идет за то, чтобы получить контроль над проведением этих выборов, над сценарием этих выборов, и тогда превратить Путина в приз, в бонус главный свой какой-то группы. А дальше эта группа планирует, конечно  же, оказать определяющее влияние на выбор преемника Путина. Путин догадывается об этом? Конечно, догадывается. Поэтому он тянет, поэтому он несколько раз, мы видели, мы слышали, как он обрывает даже разговоры на эту тему, что не будут чиновники выбирать президента.

Что он имеет в виду? Он просто не хочет лишиться свободы рук. Поэтому он сам в каком-то смысле действительно не решил, что он сам будет делать. Не потому, что он не хочет. Он хочет быть президентом еще раз, но он видит, что все, что ему предлагают, — это ловушки, это разные способы загнать его под свой контроль. Он спрашивает себя: а там дальше, после того, как я окажусь под этим контролем, у меня будет свобода рук, смогу ли я выехать из Сочи? Понимаете? Это серьезный вопрос. Поэтому он хочет сохранить за собой свободу президента Российской Федерации, но он ищет какой-то способ своего сценария, свой сценарий выборов. И не находит, я думаю, пока.

Фото: Kremlin.ru

Другие выпуски