Поменять систему или только Конституцию? Близкий к Кремлю эксперт о том, какие сценарии сохранить власть Путина наиболее вероятны

27/04/2019 - 15:00 (по МСК) Анна Немзер

Политолог Дмитрий Бадовский, близкий к Кремлю, рассказал о том, почему транзит власти в 2024 году начнут готовить в 2021, какие сценарии наиболее вероятны и будут ли менять Конституцию.

Этой темы мы тоже немножко коснулись, понятно, что мы про нее сейчас будем говорить и уже начали говорить очень во многих программах. Транзит. Вы упомянули Белоруссию. Володин упомянул Конституцию, тоже не зря упомянул, все как-то насторожились. Назарбаев тоже преподнес некоторый вариант, который все стали рассматривать как предполагаемый пример. Сценарий Госсовета обсуждается.

Много разных вариантов, при этом хочется заметить, что, в общем, если посчитать, то не так много времени-то оставить для того, чтобы подготовить какой-то сценарий транзита. В общем, времени не очень много. И когда готовили нам Дмитрия Анатольевича Медведева, то тоже эта подготовка началась сильно заранее, году в 2005, если я не ошибаюсь.

Да, за три года она началась, в 2005 году.

Сейчас происходит ли уже эта подготовка или пока вот это все гадание на телеграмах и кофейной гуще?

Это вообще хлеб телеграма ― гадания.

Это понятно. Тем не менее какое-то заземление на реальность там есть?

Смотрите, правильно вы вспомнили Дмитрия Анатольевича Медведева. Мы сейчас с вами сказали, что, собственно, реально проект начался за три года. Кстати, тогда это был проект, где было два возможных сценария, как вы помните опять же. Был сценарий Дмитрия Анатольевича Медведева и был сценарий Сергея Борисовича Иванова, да. Но тем не менее это началось, там был заложен все равно некий веер возможностей, да. Хороший пример. Точно так же вспомнили Назарбаева. Назарбаев сам сказал, по-моему, вчера на съезде партии, что три года готовил это. Опять же три года, да, магическая цифра. Если исходить из логики про три года, то, собственно, нам еще нужно немножко подождать. То есть рубеж где-то 2021 года в этом смысле является достаточно важным, решающим.

Я, кстати, тоже так думаю, что действительно где-то 2021 год ― это важная такая отсечка, важный момент, когда уже контуры дальнейшего развития событий будут оформляться более четко, в том числе, кстати, и потому, что в 2021 году будет избрана новая Государственная Дума, новый ее состав. Парламент ― это в любом случае важный институт транзита власти, потому что, с одной стороны, если принимаются какие-то изменения, в том числе конституционные, это в том числе парламент. Если каким-то образом меняется система, то понятно, что институт… Кстати говоря, если Дума будет избрана в 2021-м, то ее полномочия закончатся в 2026-м, то есть уже за горизонтом 2024 года. В любом случае парламентские выборы и новый состав парламента имеют довольно большое значение с точки зрения сценариев транзита.

Поэтому, я думаю, 2021 год. Многие говорят, что 2021 год ― это, возможно, и новое правительство или достаточно серьезное его обновление. Поэтому к этому рубежу действительно надо будет присмотреться. Кстати говоря, что касается конституционной реформы, то опять же пример Казахстана перед глазами. Назарбаев ушел, да, в 2019-м, а конституционная реформа проходила в два этапа в 2016 и 2017 годах.

Из этих вариантов, которые обсуждаются, есть ли какой-то, который вам кажется наиболее правдоподобным?

Знаете, если честно, я не очень верю в сценарии достаточно сильного изменения модели власти.

То есть это не Белоруссия, например?

Что касается Белоруссии, это немножко другая история. Когда начинается разговор про Белоруссию в контексте транзита, это же история про то, может ли возобновиться проект союзного государства.

Союзное государство ― это довольно сильное изменение.

И в рамках союзного государства может быть… Во-первых, это был бы такой достаточно мощный с точки зрения общественных настроений, сопоставимый отчасти с Крымом, да, такой момент расширения государства, его увеличения. Некоторые эксперты и социологи говорят, что как раз, например, переход к форсированию сценария союзного государства мог бы резко опять поднять рейтинги, как это произошло к 2014 году, после Крыма. Наверно, какие-то основания в этих предположениях есть, но тем не менее, когда разговор идет про Белоруссию, это все-таки разговор про интенсификацию сценария союзного государства и так далее. В результате этого можно… По сути, о чем идет речь? Речь идет о том, что можно переизбраться.

Да, Конституцию изменить можно для нового союзного государства.

Тем не менее переизбраться президентом нового союзного государства. Правильно я понимаю, об этом же речь?

Да.

С другой стороны, если, например, мы говорим о переизбрании Путина в 2024 году, да, если об этом говорить, то этому препятствует одно положение Конституции, но если будет существовать общественный консенсус по поводу того, что это можно изменить, то это можно изменить. Вы же знаете, например, по-моему, уже два года назад парламент Чечни внес законопроект по этому поводу. Он существует.

Я имею в виду, что подобные идеи тоже предлагались. Но еще раз говорю, лично я не очень верю в сценарий Госсовета или сценарий перехода к парламентской республике. Я думаю, у нас ничего такого не будет. У нас все-таки достаточно понятная политическая культура, связанная с достаточно очевидным представлением о сильной президентской власти. Особых оснований предполагать, что в этом смысле будут попытки как-то сильно отойти от этой традиционной для России модели власти, мне кажется, не будет.

Другие выпуски