Пять методов спасения России: планы Кудрина, Сечина, Ротенберга, Собянина и Медведева

Евгений Минченко — о конкуренции за повестку четвертого срока Путина
31/03/2017 - 18:19 (по МСК) Анна Немзер

Политтехнолог Евгений Минченко рассказывает о том как Алексей Кудрин, Игорь Сечин, Аркадий Ротенберг, Сергей Cобянин и, наконец, Дмитрий Медведев поборются за повестку четвертого президентского срока Владимира Путина.

Тема того, что мы сейчас исправим экономику, мы типа укрепили престиж России за рубежом, нас все уважают, вот сейчас мы сделаем экономический рывок. Эта тема, в общем-то, напрашивается. Вопрос — каким методом? Тут есть набор групп, которые предлагают те или иные варианты альтернативного развития.

Какие группы? Какие варианты?

Судя по тому, как сейчас катится правительство, концепция такая, она называется «люди — это новая нефть». Цены на энергоносители упали, значит надо выпадающие доходы бюджета чем-то замещать. Чем замещать? Повышением налогового бремени.

Полная версия: Как Путин собирает новую команду, на какую перестройку страны пойдёт и чем ответит Навальному

Собственно, те меры, которые уже приняты по поэтапному повышению, например, налогов на недвижимость, рассматривается введение прогрессивной шкалы подоходного налога, рассматриваются варианты повышения пенсионного возраста. Опять же возникает тема, связанная, скажем, с введением дополнительных платежей населения, которые напрямую налогами не являются, например, плата за парковку или платный въезд и так далее — это все варианты дополнительного налогового бремени на население. Вот такая концепция в условиях очень высокого разрыва в доходах между очень богатыми и очень бедными людьми, она конечно же, на мой взгляд, взрывоопасна. Или тогда надо обложить богатых каким-то заметным налогом, иначе не поедет машинка. Давайте мы просто всех накроем, ну и собственно вот этой целостной картины реформ нет.

Хорошо, но все-таки экономика в отрыве от политики не существует, она не живет вне контекста.

Вот, это следующая тема. Это то, что сейчас продвигает Кудрин, идея либеральных экономических реформ, снижение военных расходов, и соответственно, параллельно, еще какого-то типа политических реформ дополнительных, мы не знаем содержания, в мае Кудрин должен будет представить свою программу, они действительно над ней очень серьезно работают, то есть это не какая-то там отдельная отписка. Вот, соответственно, есть какой-то вариант кудринской программы, либерально-экономические реформы, плюс соответственно какие-то сопровождающие их реформы политические.

Дальше. Есть концепция опоры на госкорпорации, корпорации — национальные чемпионы, есть у нас мощная «Роснефть», «Ростех» и так далее, и вот это локомотивы развития. Частник, он о своем только интересе думает, о своем кармане, а вот эти государственные мужи, убеленные сединами, мудрые, но верные государю, они поведут в светлое будущее корабли своих корпораций, которые вытянут за собой всю экономику страны.

Есть модель близкая к этой, просто там немного по-другому, что локомотив развития — это не госкорпорации, а большие инфраструктурные проекты: дорожное строительство, спортивные какие-то объекты и так далее — это примерно модель Ротенберга. Есть модель такой распределительной экономики, которую реализует Собянин в Москве, это работа с разными игроками, и обеспечение за счет государственных больших заказов баланса между разными игроками, причем неважно, государственные, частные, не принципиально, главное, чтобы был баланс между группами, чтобы у всех было примерно сопоставимое их рангу распределение. В этом смысле популярность Собянина в кругах элит достаточно высока, более высока, чем его популярность среди населения, если брать федеральный масштаб.

Я на секунду вас прерву. Лицо второй модели — это Сечин, условно говоря. Я правильно понимаю?

Не Сечин лично, но грубо говоря, да. Сечин, Чемезов, да.

Такой некий собирательный Сечин.

Собирательный Сечин или собирательный Чемезов. Соответственно, дальше — Медведев, Кудрин, Сечин, Собянин. Если модель инфраструктурных проектов, то фигура типа Трутнева. Я говорю типа Трутнева, потому что фамилии-то могут быть на самом деле самые разные. Ну кто из нас знал Зубкова, Фрадкова на момент, когда они назначались премьер-министрами? Кстати, у Дмитрия Анатольевича тоже есть же своя фишка. Нельзя сказать, что только одна вот эта идея «люди — новая нефть», у него на самом деле осталась вот эта инерция национальных проектов: национальный проект «Сельское хозяйство», «Образование», «Здравоохранение», то есть вкладывание денег в эти большие проекты. Ну а поскольку нужны деньги, а энергоносители не обеспечивают развития этих сфер, соответственно, в том числе можно использовать увеличение налогового бремени.

Фото: Reuters / Sergei Karpukhin

Также по теме
    Другие выпуски