«Они летают на самолетах ночью. И видят Россию во мгле». Как политэлита окончательно оторвалась от реальной жизни страны

15/11/2019 - 18:23 (по МСК) Анна Немзер

В новом выпуске программы «Политика. Прямая линия» Лев Шлосберг, политик, правозащитник, депутат Псковского регионального отделения от партии «Яблоко» объясняет, почему несовременность нынешней власти и ее оторванность от российского общества являются колоссальной проблемой для страны.

Колоссальная проблема заключается в том, что российское государство несовременно. Эти люди мыслят категориями вчерашнего и даже позавчерашнего дня, и вот этими всеми суверенными интернетами, если обобщить, чтобы не перечислять долго, они тащат страну, все общество во вчерашний день. Они не могут выиграть никакое соревнование, никакую конкуренцию у современного мира. То есть несовременные люди проиграют всегда: в политике, в экономике, в общественной жизни.

Вопрос, какой ценой и существуют ли в этот период затаскивания общества в пропасть прошлого какие-то сдержки и какие-то силы (нужно назвать это словом «силы»), способные остановить сползание страны к катастрофе. Это политический вопрос, здесь нет частностей. Здесь отбили человека, там не отбили человека. Ага, выяснилось, что у этого человека есть знакомые в администрации президента, есть влиятельные режиссеры, есть влиятельные исполнители, есть те, кто может позвонить прямо по телефону Дмитрию Пескову и сказать: «Дима, черт возьми! Что вы здесь натворили? Отдайте нам этого парня, он вообще здесь ни при чем». И какие-то казусы вдруг срабатывают совершенно неожиданно. Это не системная реакция.

Это статистическая погрешность.

Нет, это не погрешность. Спасли человека ― великое счастье. Но не системные усилия привели к тому, что спасли человека, это кто-то смог найти в стене отверстие, проскочить в него и что-то прокричать: «Оставьте, отдайте!». И ему удается вытащить человека какими-то усилиями, как спасли Голунова без последствий для тех преступников, которые подбросили ему наркотики и хотели убить.

Это все отдельные казусные ситуации, когда удалось пробить глухую стену. Огромная проблема заключается в том, что сегодняшние российские власти, власть как тело, как некое гомогенное тело, это парадоксально, но они не знают правды. Они не знают, что происходит в стране, они не знают, как живут люди. Люди живут в другой России. Эти люди живут за условной кремлевской стеной, понимая, что эта стена не есть граница объекта культурного наследия, московского Кремля.

Проблема заключается в том, что непонимание реальности, глубокое непонимание реальности приводит к ошибочным политическим решениям, которые очень дорого стоят. Эти люди искренне верят, что они могут остановить общество, что они могут закрыть свободы, что они могут перекрыть интернет, что вместо интернета будет «Чебурашка». Только проблема заключается в том, что в этой «Чебурашке» люди будут писать все то же самое, что они сейчас очень опрометчиво и не думая о своей безопасности пишут во «ВКонтакте», в «Одноклассниках», в фейсбуке, где угодно. С изменением технической платформы невозможно перекрыть информационные потоки, невозможно прекратить самовыражение общества.

То есть власть испытывает самое опасное, что может испытывать власть, ― она испытывает иллюзию, она занимается самообманом, она смотрит в зеркальце: «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду расскажи». Чем это закончилось, известно.

Да, закончилось неважно.

Закончилось печально. Поэтому сейчас, на мой взгляд, общество должно возвращать власть в реальность. Мы есть, нас много, мы требуем свобод, мы не позволим стащить страну в пропасть с кровью. Об этом нужно говорить открыто.

Вообще мы пришли ко времени, когда решается судьба нашей страны на десятки лет вперед, ведь совершенно очевидно, что люди, которые сейчас рядом с Путиным и имеют доступ хотя бы к обсуждению решений, если не к принятию, конечно, хотят консервации существующего положения дел, чтобы хотя бы остаться. Продлить на год, продлить на пять, продлить на десять. Но у них нет одной вещи ― у них нет таблетки вечности. Нельзя скушать таблетку и сказать: «Владимир Владимирович, теперь вы Кощей Бессмертный. Теперь сколько угодно». Не получится.

И вот это понимание противоречия между биологическими законами жизни и желанием продлить власть надолго, чтобы не сказать навсегда, объективно, и вот эту вещь они понимают. Мы должны говорить им каждый день: «Вы ничего не знаете, вы ничего не понимаете. Вы не знаете, как живет народ, вы не умеете управлять». Они же бездарные управленцы. У них в руках сумасшедшие деньги, сумасшедшие. Мы не знаем до конца, потому что это невозможно посчитать, каким объемом денег управляют эти люди.

Вот федеральный бюджет ― 30, 32, 35, скоро будет к 40 триллионам рублей. Большие деньги? Большие деньги. А сколько в теневой экономике? А сколько в офшорах? А сколько вообще за рамками государственного контроля? По моим предварительным и предположительным оценкам, это от трех до пяти вот этих бюджетных экономик.

Ребята дорогие, какие налоги, какие бюджеты? Вы же фактически выдавили деньги за пределы государства. Как вы собираетесь развиваться? Как вы будете осваивать территорию страны? Вообще государство забыло о своем предназначении, ведь все, что должна делать власть, эксплуатируя государство, ― это осваивать территорию и поднимать уровень благосостояния людей.

Те, кто летает на самолетах, а у нас есть люди, летающие на самолетах, летают ночью. Как выглядит Россия ночью с самолета? Россия во мгле. Мы видим точки городов-миллионников, какие-то небольшие фрагментарные искорки городов от 100 до 500 тысяч человек, но между ними тьма. У нас неосвещенные федеральные трассы, у нас гибель людей на дорогах сопоставима с военными потерями, то есть мы неблагоустроенная страна.

И рано или поздно люди задают себе вопрос: «Погодите! Нефть наша, газ наш, золото наше. Где? Где это находит выход?». Как говорится, дайте кусочек. Хорошо, вы там съели почти все, но дайте кусочек, потому что нечем кормить детей, не купить лекарства, не заплатить за ЖКХ и одеться нормально невозможно, носим обноски. И вот это понимание абсолютно неудовлетворительных результатов огромного, уже больше, чем Брежнев, правления вызывает у людей два очень серьезных политических чувства.

Первое ― это усталость. Это очень серьезное политическое чувство. И второе ― это раздражение. Люди перестают связывать надежды на смену политики с держателями власти. Хотите оставаться у власти? Меняйтесь, меняйте политику, меняйте лица, убирайте бессмысленных министров, убирайте коррупционеров. Действуйте, тогда народ будет вас если не поддерживать, то терпеть.

Но если вы благоустраиваете вот этот 1% от числа жителей России, то с какой стати остальные 99% должны радоваться вашему присутствию во власти?

Фото: ТАСС

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Другие выпуски