«Не проморгать завоеванное за прошедшие годы», «Горбачев хотел бы вести себя как Путин». Горбачев, Левкович, Шаргунов и Врубель о годовщине падения Берлинской стены

07/11/2014 - 20:15 (по МСК) Дмитрий Казнин

Было ли разрушение Берлинской стены благом для России, обсуждаем в эфире с журналистом Евгением Левковичем, писателем Сергеем Шаргуновым и художником Дмитрием Врубелем.

Со дня падения Берлинской стены прошло 25 лет, но, давайте посмотрим: 1953 год, еще жив Сталин. И 1978, через 25 лет: застой, запуск космического корабля «Союз-28» с первым международным экипажем, подготовка к Олимпиаде, песни Окуджавы и Визбора, Высоцкого и Пугачеву, «Мимино», «Служебный роман» и «Следствие ведут Знатоки». А 78 + 25 = 2003. Просто другая страна. И вот теперь Михаил Горбачев, способствовавший объединению Германии, выступает на торжествах по этому поводу в качестве защитника нынешней России, ее президента и ее политики. Интересно, как тогда, в ноябре 1989 воспринял падение стены молодой Владимир Путин.

Германия сегодня вводит санкции против России из-за того, что на границе с братской, как говорится, страной, растет, на наших глазах, намного более страшная, невидимая стена из ненависти, и как ее рушить потом, не очень понятно. Горбачев сегодня и Горбачев 25 лет назад. Россия сегодня и СССР на пороге своего краха. Путин и Горбачев, Хоннекер и Меркель, Лавров и Шеварднадзе, ГДР и Новороссия, Европа тогда и Евросоюз сегодня. Этот сюжет похож на роман, написанный Сорокиным в содружестве с Джоном ле Карре, где отдельные сцены писал то ли Белль, то ли Захар Прилепин. Глядя на те события из сегодняшнего дня, что вы думаете, разрушение стены было благом для России? Какого Горбачева вы поддерживаете: того, к которому обратился Рейган: «Господин президент, снесите эту стену!», или этого: «Вашингтон использовал Украину и ее проблемы в качестве инструмента, чтобы ставить палки в колеса развивающейся России. А Владимир Путин сейчас лучше всех защищает интересы России», — так сказал Горбачев накануне.

Другие выпуски