Слежка за людьми, элитные дачи, пытки. Центр «Досье» опубликовал доклад о ФСБ: главное

12/06/2020 - 00:06 (по МСК)

Центр «Досье» Михаила Ходорковского опубликовал доклад, посвященный деятельности Федеральной службы безопасности, ее криминализации, коммерческим интересам, а также политическому и экономическому лоббированию. Пересказываем главное из доклада.

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Роль Владимира Путина 

Во время работы в администрации Санкт-Петербурга Путин стал «связующим звеном между тремя главными сторонами — местными сотрудниками ФСБ, криминальными авторитетами и администрацией города». После назначения Путина в 1998 году на должность главы ФСБ он провел реструктуризацию системы спецслужбы, заменив многих старых сотрудников.

Во время президентства Владимира Путина степень влияния ФСБ была расширена, следует из доклада. В частности, в 2004 году директор спецслужбы получил право самостоятельно определять состав и численность коллегии ФСБ, а часть бывших самостоятельных служб перешла в подчинение ФСБ, например, это произошло с Федеральной пограничной службой. Также была создана Шестая служба управления собственной безопасности ФСБ, которая стала одной из самых влиятельных структур ведомства. Сотрудники Шестой службы занимаются организацией госзащиты, в основном для бизнесменов.

Авторы доклада отмечают, что реформирование ФСБ привело к тому, что теперь службу контролируют только президент и некоторые люди из его ближнего окружения.

Политическое и экономическое влияние  

Источник, связанный со спецслужбами, рассказал, что ФСБ платно предоставляет свои услуги частным лицам. Например, специальный прайс-лист содержит такие услуги, как проверка по закрытым базам данных, прослушивание телефона, взлом соцсетей, мессенджера или электронной почты, а также предоставление информации о банковском счете.

По словам источника, стандартное досье на физическое лицо стоит 100 долларов. Оно включает паспортные данные, ИНН, СНИЛС, сведения об имуществе, транспорте, которым пользуется человек, его доходах, номере телефонов и электронной почте. Расширенное досье стоит 500 долларов и включает в себя также сведения о передвижении человека всеми видами транспорта, кредитах и родственниках, номера всех банковских счетов, внутренние и загранпаспорта с фотографиями.

Собеседник Центра «Досье» отметил, что такие услуги предоставляют все подразделения ФСБ, имеющие доступ к общим базам данных. Кроме того, сотрудники Оперативно-поискового управления ФСБ могут платно установить наружное наблюдение за человеком. 

Согласно докладу, политическое лоббирование, в отличие от коммерческого, происходит по просьбе или с согласия президента, его администрации и Совета безопасности. К таким операциям, в частности, авторы доклада отнесли захват телеканала НТВ, дело ЮКОСа и дело Сергея Магнитского.

Методы работы ФСБ

Сотрудники ФСБ применяют одни из самых худших методов работы со времен КГБ, в числе которых пытки, намеренные провокации и сотрудничество с криминальными лицами, говорится в докладе. В качестве примера приводятся дела «Сети» и «Нового величия», фигуранты которых неоднократно жаловались на пытки для выбивания показаний. 

Наиболее «деликатные» дела руководства страны поручают Шестой службе УСБ ФСБ, сформированной по инициативе Игоря Сечина. Например, Шестая служба стояла за серией арестов губернаторов в 2015-2017 годах, а также уголовными делами против генерала МВД Дениса Сугробова и министра экономического развития Алексея Улюкаева.

Источник Центра «Досье» рассказал, что бывший замначальника антикоррупционного главка МВД России Борис Колесников, проходивший по делу Сугробова, погиб из-за того, что во время допроса его выбросил из окна сотрудник ФСБ. По данным источника, оперативник Шестой службы УСБ ФСБ Илья Соловьев признавался коллегам, что толкнул Колесникова в окно, поскольку тот отказался подписывать протокол о показаниях. При этом согласно официальной версии, Колесников выпрыгнул из окна, отпросившись в туалет на допросе.

Антитеррористическими операциями занимается оперативно-розыскное управление (ОРУ) Второй службы ФСБ. В докладе отмечается, что нередко такие операции сопровождаются внесудебными убийствами подозреваемых в терроризме, вербовкой мусульман и сотрудничеством с ваххабитами. По словам собеседника Центра «Досье» из Центрального аппарата ФСБ, спецслужба только создает видимость борьбы с терроризмом. Он рассказал, что Акбаржон Джалилов, устроивший теракт в петербургском метро в 2017 году, находился под наблюдением ФСБ, однако это не помогло предотвратить трагедию.

Элитные дачи генералов 

В 1999-2004 годах в собственность ветеранов КГБ и ФСБ перешли 126 загородных домов, секретных резиденций, служебных квартир и других объектов недвижимости в Одинцовском районе, Малаховке, Томилино, Королеве и Химках, следует из данных Росреестра.

В докладе отмечается, что ранее эти объекты находились на балансе КГБ, а затем перешли сначала к министерству безопасности России, и потом к ФСБ. Среди тех, кто получил элитную недвижимость, — экс-глава службы экономической безопасности ФСБ Юрий Яковлев, начальник Управления президента РФ по вопросам противодействия коррупции генерал ФСБ Андрей Чоботов, экс-глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, сослуживец Владимира Путина по КГБ Виктор Черкесов, а также бывший начальник управления кадров ФСБ Юрий Нырков.

Большинство сотрудников ФСБ продали эту недвижимость, получив крупные суммы денег, говорится в докладе. Например, в 2003 году дача Черкесова в поселке Горки-2 перешла под управление офшора, зарегистрированного на Британских Виргинских островах.