«Чем больше подробностей, тем больше загадок»: что показала кровавая развязка дела «банды ГТА»

04/08/2017 - 22:46 (по МСК) Олег Кашин

Олег Кашин проанализировал кровавую развязку дела «банды ГТА» в Мосгорсуде и пришел к выводам, что теперь, когда в деле возникло три дополнительных трупа, недоговоров тоже стало в три раза больше,

Событие недели, или даже года — стрельба в здании Московского областного суда, закончившаяся смертью четверых обвиняемых по делу «банды ГТА». Кровавая развязка самого захватывающего медийного триллера, который начался три года назад, когда на федеральной трассе «Дон» начались жестокие и бессмысленные убийства автомобилистов.

Собственно, уже тогда было ясно, что эта история обречена стать легендой. Дешевые предметы, которые убийцы похищали у своих жертв — это было как у маньяка Мосгаза, который тоже убивал людей, чтобы украсть у них копеечное зеркальце. Три года назад было много версий, включая самые экзотические — например, о войне в Донбассе, которая тогда разгоралась, и, как некоторые говорили, оружие на трассе вполне могло быть донецким. Говорили даже, что кто-то устраняет свидетелей чего-то секретного — то есть убитые автомобилисты видели что-то такое, чего видеть не имели права.

Слухов и загадок было действительно очень много, и понятно, почему арест девятерых безымянных среднеазиатских пролетариев не производил впечатления полноценной развязки этого детектива. Слова тогдашнего спикера Следственного комитета Владимира Маркина о корыстных мотивах банды с самого начала звучали как откровенное вранье, а то, что человек, которого силовики называют главарем этой банды, жил на даче топ-менеджера генпрокуратуры Староверова, власти сразу же объявили простым совпадением, и это только удесятерило загадочность — слишком странное совпадение.

В первые минуты, когда только появились новости о перестрелке в Мособлсуде, было ощущение, что настоящая развязка вот она, наконец-то случилась. Но чем больше подробностей, тем больше загадок — уже новых и еще более интересных. Главными героями этих загадок становятся уже не сами обвиняемые, а силовики, прежде всего конвойные, которые как будто сами все это подстроили, чтобы все закончилось смертью обвиняемых. Я написал об этом в колонке, и, редкий в моей практике случай, мне сразу же ответили официальные лица — да как ответили. У меня в тексте была фраза «бессудная расправа», и о «бессудной расправе» сделал довольно жуткое заявление заместитель Золотова, заместитель директора Росгвардии Сергей Меликов, я процитирую: «Для внесудебной расправы над преступниками можно было найти более простой способ, а не такой изощренный». То есть буквально — если бы мы их хотели убить, мы убили бы их иначе. Такая откровенность, от которой не знаешь куда бежать. Россией действительно управляют очень жестокие и циничные люди, которые с «бандой ГТА» в любом случае разговаривают на одном языке, и если на минуту поверить, что дача Староверова была в этом деле действительно таким диким совпадением, то это совпадение такого рода, когда судьба не выдерживает и говорит, что вы действительно друг от друга ничем не отличаетесь.

Я уверен, что это не последний случай, когда мы вспоминаем о «банде ГТА», а промежуточный итог — в моей колонке, которая вышла в издании Republic.

Версии такого рода традиционно принято называть конспирологическими в том пренебрежительном смысле, что обывателю приятно видеть заговор даже там, где его нет, и журналистское оспаривание официальных версий всегда будет кликабельнее и читабельнее скучных официальных пресс-релизов. Конспирология редко строится на прямой лжи, обычно речь идет о натяжках, умолчаниях и прочих играх с реальными фактами, когда данные открытых источников комбинируются так хитро, что с их помощью можно доказать что угодно – что американцы не были на Луне, что небоскребы 11 сентября взрывало ЦРУ и т.п. Но в случае с делом «банды ГТА» натяжки и умолчания – это арсенал не конспирологов, а официальных структур, которые и до этого вторника явно что-то недоговаривали, а теперь, когда в деле возникло три дополнительных трупа, недоговаривают в три раза больше, оставляя простор для самых фантастических выводов о случившемся.

Дело «банды ГТА» встает здесь в один ряд с другими громкими сюжетами последнего времени, от убийства Бориса Немцова до всех крупных терактов, – когда суд и следствие представлены политизированными и, по крайней мере, потенциально коррумпированными институтами, не раз демонстрировавшими свою незаинтересованность в раскрытии истины, любые слова, исходящие от этих институтов, сталкиваются с естественным недоверием общества, которое за много лет фактически выработало не зафиксированную ни в одном законе, но при этом бесспорную привычку не верить словам официальных лиц, пока те не докажут, что им можно верить. 

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Также по теме
    Другие выпуски