Замглавы комитета Госдумы по бюджету Сергей Катасонов: принимая этот бюджет, мы фактически разрушаем систему здравоохранения

25/10/2013 - 21:24 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно
Самый паршивый бюджет за десятилетие – так прокомментировал проект документа на 2014 2016 годы КПРФ Геннадий Зюганов. В итоге КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» проголосовали против бюджетного законопроекта, однако он все равно был принят в первом чтении голосами «Единой России».

Парламентским партиям не понравилось, что в документе заложено сокращение социальных расходов, увеличение военных и засекречена почти треть всех трат. Кроме того, в правительстве начали вести разговоры о том, что накопительную часть пенсии у граждан займут на два года, а не на один, как планировалось. Вице премьер Ольга Голодец успокаивает: в этой идее нет ничего страшного.

Ольга Голодец, вице-премьер России: Система составлена надежно, у нее внутри заложено несколько степеней защиты. Эти баллы позволяют людям, у кого больше стаж, больше вклад в пенсионную систему, заработать пенсию, соразмерную со своим вкладом в пенсионную систему. Для того, чтобы людям было удобнее считать баллы, специально сделан калькулятор. Сегодня он вывешен на сайте Пенсионного фонда России. После принятия закона он будет сделан более подробно, чтобы люди не сталкивались с такой проблемой подсчетов. Они поставят свои данные и быстро смогут узнать, какая у них пенсия будет при разных сценариях.

Обсудили эту тему с нашим гостем, у нас в студии первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов.

Арно: Действительно такой спорный бюджет, что Зюганов имеет право так о нем говорить?

Катасонов: Все зависит от того, каким набором слов владеет тот или иной оратор. Но бюджет отражает реальность: летом мы имели один прогноз социально-экономического развития, и мы видели 1,3 триллиона ненефтегазовых доходов, а через три месяца мы уже увеличиваем нефтегазовые доходы на 500 миллиардов, а как еще 500 получим ненефтегазовых – непонятно. Фактически документ математически сверстан. Исходя из того, что он сегодня не отражает реалий, можно, наверное, назвать его «паршивым».

Казнин: По поводу пенсионных взносов, все-таки 2 года?

Катасонов: Это только предположение. Парадокс в том, что если говорить о паршивом бюджете, надо говорить и о паршивых фондах. Это звенья одной цепи, мы не можем их рассматривать отдельно от бюджета. Если говорить о Пенсионном фонде – это 6,3 триллиона – по расходам рост на уровень инфляции 5,3%, но все три фонда внесены в Думу с нарушением правил бюджетного планирования. Сегодня нет законов в Думе, которые легли в основу расчета этих фондов. Парадокс в том, что мы законы не приняли, а фонды нам уже принесли. Я считаю, что здесь формальная роль парламента, а фактически это его дискредитация в роли управления нашего государства.

Арно: Почему Путин послушал Голодец, а не экономический блок? Означает ли это, что и в будущем дыры в бюджете будут затыкаться за счет изымания накоплений граждан?

Катасонов: Он послушал, потому что она говорит то, что он хочет слышать. Де факто сегодня бюджет сверстан таким образом: по основным социальным статьям – социалка, образование, здравоохранение, ЖКХ – падение в федеральном бюджете, при этом нагрузка на консолидированный бюджет по расходам возрастает. Этих денег нет в субъектах. Мы сегодня откровенно говорили, что федеральный бюджет себе снизил доходы в два раза, а субъектам поднял планку. Но это утопия – таких доходов не будет. Они вынуждены будут из своих средств затыкать эти дыры. Берем здравоохранение: они будут сокращать количество врачей, закрывать больницы, экономить на коммуналке, и эти средства пойдут на повышение заработной платы. Исполняя указы, мы разрушим сейчас систему здравоохранения, а потом восстанавливать будет сложно.

Казнин: Больше неоткуда брать деньги? Есть еще расходы на оборону и т.д.

Катасонов: Я бы не хотел, чтобы деньги брали, отнимая у кого-то. Все-таки оборона – процесс достаточно инновационный, где нет хотя бы гастарбайтеров. Поэтому мы за то, чтобы деньги пришли в реальный сектор. Надо увеличивать количество доходов, которые пришли бы в бюджет, а для этого нужно поменять тенденции. Мы поддерживаем только нефтегазовый сектор, а все остальное – это болтовня. Никакой малый и средний бизнес мы ничем не поддерживаем. Альтернативной экономики у нас нет сегодня. Те предложения, которые дает наша фракция, могли бы как раз поменять ситуацию.

Казнин: Принятие бюджета и решение с пенсионными накоплениями подрывает доверие граждан.

Катасонов: Вы правы. Возьмем материнский капитал. Есть три формы, куда мы можем его направить: улучшение жилищных условий, образование и накопительная часть пенсии. Как вы думаете, сколько граждане вложили в накопительную часть пенсии? 0,0003%. 100 миллионов из 200 миллиардов. Я сегодня говорил, что люди не верят в реформы. Все меры, которые сегодня принимает правительство, не решают проблемы зависимости от федерального бюджета. Они для пенсионной системы неэффективны.

Арно: Есть ли какие-то возможности исправить ситуацию?

Катасонов: Исправить кардинально ничего нельзя, потому что мы сегодня видели, как партия «Единая Россия» проголосовала в первом чтении. Это значит, все параметры утверждены. Речь идет о перераспределении внутри. Мы будем выходить с предложениями увеличить на социальные отрасли, чтобы поддержать регионы. Мы считаем, что люд живут на земле, в конкретном муниципальном образовании, и там должна жизнь улучшаться.

Казнин: Куда будут направлены  пенсионные деньги?

Катасонов: Накопительная часть – порядка 800 миллиардов – будет передана в Пенсионный фонд, чтобы повысить заработную плату в 2014 году.

Казнин: А в 2015?

Катасонов: Возможно, будет продолжение, но сегодня мы это в бюджете не видим. В принципе, мы достаточно терпимо отнеслись к тому, что накопительная часть пошла на программу.

Другие выпуски