Чего мы не понимаем про снос памятников в Польше

31/03/2016 - 23:29 (по МСК) Лика Кремер

500 памятников под снос. Государственный Институт национальной памяти Польши предложил демонтировать и перенести монументы в музеи. Речь идет о тех, которые находятся в общественных местах и поставлены «в благодарность СССР». По словам президента института Лукаша Каминьского, эти монументы символизировали «господство коммунистической системы над Польшей». Когершин Сагиева о том, как в России эта тема наделала много шума, а в Польше об этом многие даже не слышали.

Это одна из самых обсуждаемых новостей сегодня в России. Так, министр культуры Владимир Мединский назвал снос памятников «оскорбительным», посол России в Польше Сергей Андреев заявил о возможном срыве российско-польских отношений, и кто только не высказался. Официальный представитель МИД России Мария Захарова объявила, что российская сторона не останется без реакции. При этом в самой Польше о новости про снос почти ничего не пишут —процесс идет больше 20 лет, никто не на него обращает внимания.

31 марта разные российские сайты писали о новости так: «снос 500 памятников российским солдатам в Польше», именно в такой формулировке. Но справедливости ради, уточним, что это не решение о демонтаже, а пока лишь предложение Института национальной памяти и его директора Лакаша Каминского.

Но, с другой стороны, беспокойство России не безосновательно. В октябре прошлого года российский МИД обвинил Польшу в развязывании «войны памятников» после демонтажа монумента братства по оружию солдат Войска польского и Красной армии. А до этого, демонтировали барельеф советскому генералу армии Ивану Черняховскому в городе Пенежно, где он получил смертельное ранение. Сейчас по сообщениям челябинских СМИ барельеф будет установлен у них в городе.

Надо понимать, что для самих поляков вопросы Второй мировой войны и исторической памяти воспринимаются совсем не так, как для нас. Мы привыкли говорить, что Красная Армия освободила Польшу и вообще всю Восточную Европу от нацизма, поэтому непонятно чего это они вдруг теперь сносят памятники. Поляки же вспоминают не 1944 год, а 1939, когда советские войска вошли в их страну через две недели после немцев — с востока. А если и вспоминают 1944, то в контексте провалившегося Варшавского восстания, многие в Польше уверены, что Красная армия намеренно дала немцам уничтожить всех повстанцев и разрушить город, хотя могла прийти на помощь. И если не учитывать эту точку зрения, то трудно понять вопрос сноса памятников. Другое дело, что мы, несмотря на текущие разногласия, с поляками похожи. Тоже любим сносить памятники, устраивать амнезию.

Фото: Wojtek Jakubowski / AP

Другие выпуски