Инженерный эксперимент на €600 млн. В Италии со дна поднимают лайнер длиной в три футбольных поля

16/09/2013 - 21:56 (по МСК) Тихон Дзядко, Татьяна Арно
Буквально через несколько часов, предположительно к полуночи по московскому времени, в Италии завершится грандиозная операция по поднятию со дна круизного лайнера Costa Concordia. В ночь на 14 января 2012 года он потерпел крушение и частично затонул всего лишь в 150 метрах от берега итальянского острова Джильо.

Жертвами трагедии стали 32 человека. Следствие считает, что виноват в случившемся капитан Франческо Скеттино. Ему грозит до 20 лет тюрьмы.

После того, как лайнер поднимут со дна, специалисты решат, что с ним делать дальше – ремонтировать или отдать на демонтаж. Инженеры впервые в истории работают с затонувшим около берега судном такого  огромного размера. Длина Costa Concordia – это примерно три футбольных поля. За операцией у итальянского острова Джильо следит Екатерина Базанова.

Базанова: С момента, как лайнер Costa Concordia налетел на прибрежные скалы, пропорол один из бортов и частично затонул, прошло уже 20 месяцев.

Специалисты уверены, что, если его не поднять на поверхность сейчас, то еще за одну зиму корабль деформируется настолько, что его уже можно будет только утилизировать. Лайнеру всего каких‑то 8 лет, поэтому владельцы, видимо, еще рассчитывают снова ввести его в эксплуатацию. Инженерная операция, которая проходит сейчас у берега острова Джильо – это грандиозный технический эксперимент. По самым скромным подсчетам он стоит 600 миллионов евро. Для сравнения именно за такую сумму в прошлом году продали итальянский модный дом Valentino. Сам процесс подъема должен занять не менее 12 часов.

Теперь о самом механизме подъема. На данный момент судно уже сняли с рифа, на который оно напоролось. Под нее подведена специальная подводная платформа. На незатопленном борту закреплены гигантские резервуары и несколько десятков стальных тросов. За тросы понемногу приподнимают затонувший корабль, а в резервуары заливается вода. В результате за несколько часов лайнер должны привести в вертикальное положение. Резервуары, но пустые будут и на подтопленном борту, а из резервуаров на противоположной стороне воду постепенно выльют. И у Costa Concordia окажется несколько поплавков с воздухом внутри, с помощью которых ее отбуксируют с места крушения. На данный момент лайнер уже подняли на несколько метров. Та часть корпуса, которая 20 месяцев пролежала в воде, покрыта ржавчиной и сильно деформирована. В инженерной операции принимают участие 500 человек из 21 одной страны. А руководит ей южноафриканец, известный в своей сфере инженер Ник Слоан.

Ник Слоан, руководитель операции Costa Concordia: Когда в начале зимы было много трудностей и мы пытались проделать отверстие в граните, меня засыпали вопросами. Люди спрашивали: «Ты уверен, что твой план сработает? Это же сумасшествие». Была ужасная погода, и нам приходилось ждать. Но если вы сейчас приедете сюда, вы увидите, как много удалось достичь. Понтоны платформы размером в полтора футбольных поля установили почти идеально с погрешностью меньше 1%. Мы все очень взволнованы и довольны, что нам удалось осуществить этот невероятный план. Сейчас заканчиваем закреплять стропы. Мы воодушевлены и с нетерпением ждем начала операции.

С берега за подъемом лайнера наблюдают не только местные жители и журналисты, но и родственники двоих пассажиров, тела которых до сих пор так и не удалось обнаружить. Они числятся пропавшими без вести. По уголовному делу о крушении судна осуждены уже пять человек: рулевой корабля, менеджер гостиничного обслуживания, два офицера и координатор по кризисным ситуациям. Однако суд над главным фигурантом – капитаном Франческо Скеттино – начался только в июле этого года. Его обвиняют в непредумышленном убийстве 32 человек и в том, что он покинул тонущий лайнер задолго до того, как эвакуировали пассажиров, и категорически отказывался на него вернуться. Скеттино грозит до 20 лет тюрьмы. Его адвокаты несколько раз пытались заключить сделку со следствием, чтобы уменьшить срок наказания, но обвинение на это не соглашается. Капитан находится под домашним арестом. Пикантности этому  делу придает фигура танцовщицы из Молдавии Домники Чемортан. Блондинка была со Скеттино  на капитанском мостике во время крушения, на этом настаивают свидетели. Позже водолазы нашли в каюте Франческо Скеттино косметичку и нижние белье девушки. Сама же она призналась, что была влюблена в капитана, и в ту ночь, именно для нее Скеттино подвел лайнер так близко к берегу, чтобы в присутствии любовницы «отсалютовать острову Джильо. В суде Домника Чемортан выступает как свидетель.
Другие выпуски