Евгений Минченко о возвращении силовиков во власть: сегодня в России правят выходцы из ГРУ и ФСО

12/05/2014 - 21:36 (по МСК) Анна Монгайт, Павел Лобков

Сегодня Владимир Путин провел масштабную рокировку полпредов, губернаторов и министров.

Начнем с малого.  Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов переезжает на Северный Кавказ   министром по делам Северного Кавказа. Вместо него из Новосибирска в Красноярск перебросили бывшего губернатора Новосибирской области, и действующего полпреда в Сибири   Виктора Толоконского. А на его место в свою очередь назначили командующего внутренними войсками Николая Рогожкина, вместо которого   сегодня же назначил своего бывшего телохранителя Виктора Золотова.

И это еще не все. Полпред на Северном Кавказе Александр Хлопонин освобожден от должности   и остается простым вице-премьером. А полпредом туда бросили тоже военного  — Сергея Меликова, командующего объединенной группировкой войск на Кавказе. Вот такой дом, который сегодня построил Путин.

Получается, что у трех регионов  — Дальнего Востока, Крыма и теперь вот Северного Кавказа   есть не только свои губернаторы, главы правительств и полпреды  — но и свои министерства. Как будто однажды Владимир Путин испек многослойный торт, а верхушка испортилась. И вот вместо того, чтобы испечь новый, он покрывает его новым слоем крема с вишенками, а когда они уже несвежие, то перекладывает их с места на место.

О том, как в политический лексикон возвращаются слова «рокировочка» и «загогулина»,   Анна Монгайт и Павел Лобков поговорили с политологом Евгением Минченко.

Монгайт: Евгений, почему такая короткая скамейка запасных у Владимира Путина?

Минченко: Почему короткая скамейка запасных? Что мы и Меликова, например, слышали как политического деятеля или нового сибирского полпреда? Нет. Я думаю, что на самом деле есть несколько резервуаров. Сегодня снова, как и в начале своего президентства, Путин прибегает к тому, чтобы делегировать на те или иные посты представителей силовых структур. Я думаю, что это связано, в том числе с изменением роли полпредств, что там более важная будет составляющая проблема безопасности и борьбы с коррупцией, а вопросы социально-экономического развития будут переданы в три относительно новых министерства по приоритетным территориям развития, то есть Крым, Северный Кавказ и Дальний Восток. Я не исключаю, что в полномочиях губернаторов появится у нас еще, параллельно с ослаблением Министерства регионального развития может появиться профильный вице-премьер по региональному развитию социально-экономическому. Не исключаю, что именно в этом направлении будут расширяться полномочия Александра Хлопонина.

Лобков: Почему опять военные? В 2000-е годы мы видели полпреда Казанцева, полпреда Квашнина, это оба генералы: один боевой, другой - генштабовский. Значит ли это линию на общую милитаризацию управления страной, на переход к так называемой мобилизационной экономике, мобилизационному управлению регионов?

Минченко: Был еще, напомню, Куликовский военный, был милиционер Латышев. Я думаю, что сейчас проблематика безопасности в условиях ухудшившейся внешнеполитической конъюнктуры начинает выходить на более значимое место. Тем более, что если мы посмотрим на форматы государственных переворотов, которые в последнее время проходили, то от такого классического, описанного Джином Шарпом ненасильственного захвата власти, как это было, например, в Украине в 2004 году, теперь переходит уже к попыткам силовых акций, как это было в Киргизии, как это пытались сделать в Белоруссии, как это было в формате так называемой «арабской весны», и как это уже произошло в Киеве в 2014 году.

Монгайт: Почему все-таки убрали с Кавказа Хлопонина, назначили Кузнецова? И чем вообще будет заниматься Министерство Кавказа?

Минченко: Еще раз: полпредство будет заниматься проблематикой безопасности и борьбы с коррупцией, Министерство Северного Кавказа, я так понимаю, под кураторством Хлопонина, подчиненным которого длительное время был Лев Кузнецов, будет заниматься вопросами социально-экономического развития.

Лобков: Создается ощущение, что строительство государственное сейчас принимает характер построения нашлепок, надстроек. Вот институт полпредства чем-то себя не оправдал – сверху строят еще министерство, впору создавать Министерство по делам колонии, как это было во времена бабушки Виктории. То есть, не меняя институты, надстраивают дополнительные должности, дополнительные министерства.

Минченко: Не согласен с вами.

Лобков: В этом есть порочный путь какой-то.

Минченко: Во-первых, ликвидируются милицейские главки в этих федеральных округах. Не исключено, что примерно такое же произойдет и с другими структурами. Какие-то звенья излишние убираются, а, видимо, этими координаторами силовых структур в федеральных округах будут сегодня в первую очередь выступать полномочные представители президента.

Лобков: Все это произошло сегодня после длинных майских праздников. Напомню, что 9 мая Путин был в Москве на параде и в Севастополе на параде окружен военными, затем 10-го играл в хоккей в Сочи. И вот через несколько дней после очень плотного общения с военными высокопоставленными он принимает решение в пользу военных. Может, в его окружении военное лобби сейчас занимает главное место советчиков и политических консультантов?

Минченко: Нет, я так не считаю. Я считаю, что за последний год очень сильно выросло влияние, с одной стороны, ГРУ, особенно после прихода на пост министра обороны Сергея Шойгу. Параллельно выросло из числа внутренних силовых структур влияние Федеральной службы охраны и Службы безопасности президента. Именно сегодня они, выходцы из этих структур, очень сильно поднялись, тот же самый Золотов, которого назначили командующим внутренними войсками, он изначально под эту функцию туда и заводился, сначала на позицию заместителя. Сегодня эта рокировка и произошла, что бывшего руководителя отправили полпредом, а Золотов во главе внутреннего войска, это человек из ближайшего окружения Путина, лично ему очень преданный.

Монгайт: Каких изменений и новых перестановок нам ждать в ближайшее время, исходя из сегодняшних событий?

Минченко: Я думаю, что может быть еще несколько досрочных отставок губернаторов с прицелом на досрочные выборы. Сегодня вот липецкий губернатор был, я думаю, что в ближайшие дни еще несколько губернаторов могут пойти на досрочные выборы. Могут быть еще какие-то отставки на уровне каких-то агентств, ведомств. Это стандартная практика государственной службы – кто-то приходит, кто-то уходит. Но основная перенастройка силовых структур, которая сегодня произошла, которая в том числе стала завершением конфликта определенных фигур ФСБ и в МВД, это дело Сугробова знаменитое. Я думаю, что эта перенастройка силовых структур, в основном, закончилась.

Другие выпуски