Главная ложь «Нимфоманки», почему недовольны кинокритики, и за что Толоконниковой и Алехиной дали приз. Итоги Берлинского кинофестиваля

17/02/2014 - 22:31 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер

Единственный в программах Берлинале российский фильм – анимационная лента «Мой личный лось» Леонида Шмелькова — получил спецприз жюри и премию в 2500 евро. Так для российского кино завершился самый политизированный из больших киносмотров – Берлинский фестиваль. 

У нас в гостях кинокритик Инна Денисова со свежими впечатлениями от этого киносмотра.

Денисова: Критики очень недовольны итогами фестиваля. Все страшно ругают фильм «Черный уголь, тонкий лед» режиссера Дяо Йинана. Это такой китайский нуар про расчлененку. Не видела ни одного критика, который сказал бы хоть одно доброе слово про этот фильм. Многие обвиняют в его победе президента жюри Джеймса Шеймса, соавтора Энга Ли. Получается, на фестивале было такое китайско-американское лобби, потому что гран-при фестиваля получил американский фильм Уэса Андерсона. Фильм Андерсона совершенно не вписывался в конкурсную программу. Это веселый жизнерадостный фильм, бьющий энергией, а конкурсная программа Берлинале обычно социальная, проблемная, политизированная. Также был американский фильм Ричарда Линклейтера, который, напротив, страшно понравился всей русской критике. Этому фильму дали приз за режиссуру, а главное достоинство фильма – что он снимался больше десяти лет. Всего было 39 съемочных дней, но в течение 10 лет. Режиссер по чуть-чуть снимал одних и тех же актеров, детей, которые взрослели, и Патрисию Аркетт и Итана Хоука, которые старели. Про этот фильм критики единогласно назвали прорывом, что он сильно отличается от остальной конкурсной программы.

«Нимфоманке» не дали ничего, критики в основном морщатся. Чем прекрасен Берлинский фестиваль – тем, что там кроме программы кино есть множество мероприятий. Мне посчастливилось посетить мастер-класс продюсера Ларса фон Триера Луизы Вест. Для меня была разрушена главная ложь фильма, что Ларса фон Триера отстранили от монтажа продюсеры. Луиза Вест сказала, что это было совместное решение. Ларс фон Триер понимал, что 5,5-часовой фильм осилят не многие, и отдал его продюсерам.

Еще она рассказывала про плакаты с оргазмом. Они никто не верили, что Ума Турман, Шарлотта Генсбур, Уиллем Дефо согласятся изобразить мастурбацию перед объективом, но они согласились. Они считают, что это одна из самых удачных промо-кампаний, что в Копенгагене были аварии, что люди засматривались на мастурбирующую Шарлотту Генсбур.

Казнин: Почему критики недовольны, если фильм-победитель, фильм «Отрочество» понравился большинству?

Денисова: Они недовольны в большей степени из-за золотого медведя. Все хотели, чтобы приз дали Линклейтеру, потому что это правда новое слово в режиссуре. На мой взгляд, его тяжело смотреть, потому что 3 часа в кадре происходит обычная жизнь американской семьи и больше ничего.

Кремер: Расскажи про русский след.

Денисова: 16-минутный фильм, что считается довольно много для авторского мультфильма, получил приз в программе «Generation K+». Чудесная трогательная история про мальчика и его отношения с папой. Каждый ребенок травмирован семейными отношениями. Никакой политики, социальной нагрузки нет. Он принимал участие в программе, где также были художественные фильмы, длинные анимационные фильмы. Совершенно честный приз, за который все рады. Разрывающий сердце мультфильм. Все рады за режиссера Леню Шмелькова. Он сейчас собирается снимать большой анимационный фильм, на который искал деньги.

Надежде Толоконниковой и Марии Алехиной дали приз «Кино за мир», а также возле входа в фестивальный дворец была сооружена палатка против гомофобии, приуроченная к Олимпийским играм.

Другие выпуски