Рустам Ибрагимбеков: «Я до сих пор считаю, что СССР был великой страной»

Сценарист о премии «Восток — Запад. Золотая арка», о том, почему боится приехать в Азербайджан, и как Михалков разрушил киносообщество

В гостях у программы Hard Day’s Night — сценарист, кинодраматург, писатель Рустам Ибрагимбеков. Говорили о кинопремии «Восток — Запад. Золотая арка», о советском кино и распаде СССР, о влиянии Никиты Михалкова на союз кинематографистов, о патриотизме в России и Азербайджане, о его отношениях с президентом Ильхамом Алиевым и о многом другом.

Вместе с Антоном Желновым этот эфир провели — журналист Анна Наринская, редактор отдела культуры «Новой газеты» Ольга Тимофеева, культурный обозреватель Дождя Денис Катаев, руководитель видеоотдела «Медузы» Сергей Ерженков.

Желнов: Hard Day's Night на Дожде. Добрый вечер, меня зовут Антон Желнов. Я приветствую вас, наших зрителей, и сегодняшнего гостя. Рустам Ибрагимбеков, драматург, сценарист. Дебют на Дожде. Рустам, добрый вечер.

Ибрагимбеков: Добрый вечер.

Желнов: Рустам, конечно, всем вам, всей стране известен, главным образом, как сценарист картин «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем», «Урга — территория любви» и даже, по-моему, первый самый фильм Никиты Михалкова, где вы были соавтором сценария.

Ибрагимбеков: «Спокойный день в конце войны», это его дипломный фильм.

Желнов: Да. Рады вас приветствовать, Рустам, в нашей студии. Со мной этот эфир вместе проведут коллеги.

Ибрагимбеков: Спасибо. Не многовато ли на одного меня?

Желнов: Не многовато. Первый вопрос, наверное, про премию, потому что вы последние два года занимаетесь активно премией новой кинематографической «Восток-Запад. Золотая арка». В этом году она будет проходить совсем скоро, 14 апреля, второй раз вручаться. Там главное преимущество ее — это то, что вы свозите со всего мира очень крутых экспертов, кинокритиков, и можно сказать, в своем роде она единственная сегодня такая премия, где большой международный состав жюри присутствует и судит. Почему важно было вам заняться этой премией, этой кинонаградой при, в общем, довольно обильном рынке кинопремий?

Ибрагимбеков: У нас несколько премий национальных. Я очень хорошо отношусь к «Нике», являюсь одним из ее создателей и организаторов. Но у меня возникло ощущение, что все-таки утрачивается некая объективность, когда те, кто судит, так или иначе связаны с теми, кто создает эти фильмы, как бы ни старались себя вести объективно. И очень хотелось бы, мне показалось, было бы правильным иметь какую-то точку, взгляд со стороны на то, что происходит и у нас, в том числе, а в общем, нас интересует территория, пограничная полоса между Европой и Азией, между Востоком и Западом, начиная от Финляндии до Турции.

Должен вам сказать, что это один из самых, с моей точки зрения, интересных регионов мира, который практически создал все основания современной нашей культуры, цивилизационных представлений. Очень интересный кинематограф на этой территории, мы включили, немножко повольничали, и наши республики, который чуть отдалены, поглубже там в Азии. И пригласили, вот в этом году будет 24 выдающихся эксперта, кинокритики из разных стран мира, не имеющих отношения к странам, где создавались эти фильмы, то есть это англичане, французы, американцы, японцы, кто угодно, но только не критики евразийские.

И вам должен сказать, что что-то близкое к этому происходит в «Золотом глобусе» в Америке, там тоже жюри это пресса, но это пресса, представленная в Голливуде, а у нас география очень широкая, и там, в общем, одна номинация «Лучший иностранный фильм», а у нас все фильмы иностранные.

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю
Россия это Европа