Команда Байдена в Белом доме: что новая администрация США потребует от России

27/11/2020 - 21:45 (по МСК) Валерия Ратникова

27 ноября Дональд Трамп заявил, что готов покинуть Белый дом, если коллегия выборщиков проголосует за Джо Байдена. Ранее Трамп начал процесс передачи власти победившему кандидату, а Байден огласил состав своей новой администрации, который в скором времени должен утвердить Сенат. Валерия Ратникова — о будущей команде Джо Байдена и ее отношениях с Россией.

Свершилось: Дональд Трамп согласился уйти из Белого Дома. Последнего президентского твита Трампа осталось ждать чуть больше месяца — он соберет вещи и покинет Белый дом в Вашингтоне (как он сам, скорее всего, заявит) на четыре года — чтобы вернуться на следующих выборах президента. Он не признает поражение и уйдет с высоко поднятой головой, а миллионы, вероятно, даже десятки миллионов американцев будут верить, что он прав и выиграл выборы, просто вынужден подчиниться тому самому глубинному государству, которое оказалось сильнее и сфальсифицировало его поражение в пользу Джо Байдена. Но Трамп подтвердил: он уйдет. Это впервые. Его не будут выводить из Белого дома с конвоем.

The New York TimesКогда его спросили, уйдет ли он с поста президента в январе, после того как коллегия выборщиков, как ожидается, проголосует за Байдена 14 декабря, Трамп ответил: «Конечно, да. Конечно, да». 

Идут споры о том, в какой степени Трампу удастся контролировать и республиканскую партию, и политическую повестку после того, как он уйдет из Белого дома. Повестку, которая будет построена на том, что на самом деле он победитель.

Понятно, как Трамп собирается влиять на политику. Американцы уже наблюдали за тем, как лидеры республиканской партии вслед за Трампом отказывались признавать его поражение — по понятной причине: они боятся, что Трамп предаст их анафеме, и это резко снизит их шансы на следующих выборах. Так работает публичная политика: республиканцы чувствуют, что Трамп своим авторитетом среди избирателей держит их за яйца. Пока Трамп не завел себе свой отдельный телеканал, его главное оружие — твиттер.

Впрочем, он еще не покинул Белый дом, а уже есть подвижки. Трамп абсолютно доминирует в средствах массовой информации в течение последних четырех лет, но потихоньку начинает терять позиции — уже меньше упоминаний в телевизоре и уже меньше фолловеров в твиттере. За последнюю неделю он потерял 50 000 фолловеров — капля в море для почти 90 миллионов, и тем не менее это рекорд.

Так или иначе, президент Байден — это неотвратимость. И это уже осознали в Москве. Мы подробно говорили на той неделе, как страх перед ужасным Баденом определяет действия Кремля, и тот заставляет депутатов печатать все новые репрессивные законы. Главный страх: в сентябре Байден сорвет выборы в Думу, как будто где-то там, в Думе сидит прижав свои большие уши главный российский заяц, в котором спрятана утка, в которой лежит яйцо, а в яйце игла власти над всей Россией. Выборы в Думу должны пройти без сучка без задоринки, и в Кремле ожидаемо отказались от сбора подписей для кандидатов-одномандатников через Госуслуги. Почему? Потому что так сложнее будет фальсифицировать и браковать их подписные листы:

Есть и другая причина, по которой Кремль не хочет распространять новую норму на думские выборы, — признать собранные через портал подписи недействительными практически невозможно в отличие от традиционной процедуры сбора, поясняет еще один близкий к Кремлю источник. Это значит, что для оппозиции возможность собрать подписи облегчится, не допустить ее к выборам станет сложнее. 

Издание «Медуза» пишет: «Кремль будет собирать для „Единой России“ конституционное большинство». Это на самом деле не новость, и интересно не это, а что подготовка к выборам отныне определяется поражением Трампа на президентских выборах в США. Новая концепция победы «Единой России» утверждена по итогам победы Байдена.

Два близких АП источника «Медузы» полагают, что концепция выборов в Госдуму могла измениться после выборов в США, на которых победил не Дональд Трамп (его победа считалась в Кремле предпочтительной), а демократ Джо Байден, считающийся враждебным российским властям, — пишет издание «Медуза»

В этой логике умное голосование Навального — это что-то вроде лома, которым Госдеп собирается взламывать выборы в Думу, а на самом деле — власть Путина в Кремле. И Навальный только подтверждает для кремлевских чиновников эти гипотезы, когда выступает в Европарламенте и призывает Евросоюз не признавать результаты выборов.

В реальности Кремль находится в тисках не у Госдепа, а у своей собственной паранойи, уверенности в том, что у Байдена нет других забот, кроме как бороться с Путиным до конца. Этот старый колдун въедет в Белый дом, сядет напротив бюста Линкольна в овальном кабинете, вырвет у себя волос из головы, скажет «трах-тибидох-тибидох» — и все, кранты, бюст задымится и у кролика в Государственной думе случится сердечный приступ.

Красивый сценарий, но на самом деле Байден не будет ни брать Кремль штурмом, ни даже специально загонять в Путина в угол, пишет директор российского фонда Карнеги Дмитрий Тренин. Байден будет укреплять единство в НАТО, будет поддерживать российских активистов, будет вмешиваться в дела на постсоветском пространстве. Это уже происходит. 26 ноября газета The Washington Post писала, что Байден должен позвать на инаугурацию Светлану Тихановскую. 25 ноября она сообщает, что приглашение получила. В целом, это политика Обамы, но в более жестком виде.

Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин: Что же до противостояния между двумя странами, то Байден будет трактовать его как конфликт не между США и Россией, а между проворовавшимся российским режимом и народом. Америка в этом конфликте будет поддерживать российское «подпольное гражданское общество». Так что при Байдене стоит ждать новых разоблачительных публикаций о коррупции среди российского руководства, которые должны дискредитировать Кремль в глазах простых граждан.

У Байдена репутация политика, который иногда сначала говорит, потом думает, чем иногда он ставит свою команду в трудное положение, но это не мешает ему четко понимать, каких целей он добивается во внешней политике. Непосредственно определять ее будет госсекретарь Энтони Блинкен, которого в целом описывают как центриста, но его взгляды формировались под влиянием его отчима Самюэля Писара. Писар — еврей, его родителей и сестру убили в концентрационном лагере, а сам он выжил, пережив в том числе Майданек и Аушвиц.

Блинкен великолепно представляет себе положение дел в России — настолько, насколько это доступно американским чиновникам, — и лично участвовал в телефонных переговорах Обамы с Путиным в 2014 году, когда Обама говорил Путину, что они, американцы, своими глазами видят российских военных на Донбассе, а Путин спокойно отвечал ему: их там нет. И в этом смысле, пишет Тренин, Кремлю теперь противостоит мощная и подкованная команда:

Реальный Байден далек от образа, созданного ему в российских СМИ, немощный старик, который станет лишь номинальным главой государства. На самом деле он прожженный профессионал с огромным внешнеполитическим опытом, хорошим стратегическим мышлением и готовностью действовать максимально жестко. А помогать ему в этом будет команда амбициозных и энергичных помощников, стремящихся оставить след в истории США и всего мира.

Избранный президент — а именно так называют Джо Байдена американские СМИ — объявил первые назначения в свою администрацию. На этой неделе Байден представил кандидатов на ключевые посты в сфере национальной безопасности.

Джо Байден, избранный президент США с 7 ноября 2020 года: Это команда которая отражает тот факт, что Америка вернулась, готовая повести мир за собой, а не отвернуться от него. Мы будем контролировать эту пандемию и возможные будущие пандемии, справляться с климатическим кризисом, распространением ядерного вооружения, кибератаками и технологиями, которые помогают распространению авторитаризма, и много с чем еще.

Под авторитарными режимами Байден безусловно понимает и российскую систему власти. Владимир Путин до сих пор не поздравил демократа с избранием. Американские СМИ упрекают президента России в поддержке Трампа и его необоснованных упреков в адрес американских выборов.

The Washington Post: Российская дипломатия затягивания выглядит все более странно и может интерпретироваться, как намерение Путина встать на строну уходящего президента Трампа и поддержать его безосновательные рассуждения о том, что выборы были сфальсифицированы, а также попытки сделать нелегитимным избранного президента. 

Тем не менее так называемая дружба Трампа и Путина никаких улучшений за четыре года в отношениях Москвы и Вашингтона не принесла. Оттепели российские власти не ждут и теперь — разве что большей предсказуемости и дипломатического профессионализма.

Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации: На мой взгляд, обсуждать всерьез возможность полноценной нормализации в ближайшее время просто нет оснований, тем более учитывая бэкграунд фигур в новой команде. Говорить стоит, на мой взгляд, лишь об уходе от абсолютного нуля, о запуске хотя бы необходимого минимума процессов и взаимодействий. И от будущего американского президента здесь требуется, на мой взгляд, самое важное — это проявить благоразумие и ответственность.

В команде Байдена, действительно, одни профессионалы, ветераны вашингтонской политики, зачастую бывшие сотрудники администрации Обамы. Главный дипломат — иначе говоря, госсекретарь США — теперь Тони Блинкен. При Обаме он был заместителем госсекретаря и советником по нацбезопасности вице-президента Байдена. Последний представил его как успешного борца с ИГИЛ (запрещен в России), сторонника международных альянсов, которому он безусловно доверяет. У нас Блинкен известен как инициатор санкций против России в 2014 году, критик Владимира Путина. Его режим, по версии будущего госсекретаря, ориентирован в основном на личное обогащение президента. 

Энтони Блинкен, заместитель госсекретаря США (2015-2017): Путин пришел к тому, что построил клептократию. Она стала источником его власти в России. Контроль над деньгами, поиск новых источников денег был абсолютно необходим для поддержания его власти, для того, чтобы он мог и дальше покупать элиты. А создание интегрированной России, которая должна была бы играть по правилам, быть прозрачной и открытой, было совершенно невыгодно для укрепления этой клептократии.

Главный девиз новой команды Байдена — возвращение к многосторонней дипломатии, к международным альянсам, к диалогу с Европой, наконец, к моральному лидерству США.

По версии избранного президента, его команда отражает все разнообразие страны. За внутреннюю безопасность и миграционную политику впервые будет отвечать иммигрант — выходец с Кубы Алехандро Майоркас, директором национальной разведки впервые станет женщина — Эврил Хейнс, посол США при ООН — теперь темнокожая Линда Томас-Гринфилд, опытный дипломат, которая работала в Либерии, Швейцарии, Пакистане и многих других странах. Самый молодой в команде — Джейк Салливан, которого Байден предложил в качестве советника по вопросам национальной безопасности. Салливан успел поработать и в администрации Обамы, близко дружит с Блинкеном и разделяет его убеждение в моральном лидерстве Америки в мире. В России хорошо знают и Джона Керри — он занял совершенно новую должность в администрации, будет специальным посланником по вопросам климата. Четыре года назад Керри был госсекретарем и незадолго до выборов даже встречался с президентом Путиным. Правда, позже обвинял Россию во вмешательстве в голосование.

Джон Керри, госсекретарь США (2013-2017): Экспертиза разведывательного сообщества, несколько раз проверенная и перепроверенная, приходит к общей оценке, которая заключается в том, что правительство России предприняло согласованные усилия, чтобы повлиять на целостность нашего избирательного процесса. В этом их заключение.

Так или иначе, Москве от новой команды Байдена стоит ждать системности. Через твиттер избранный президент, в отличие от своего преемника, страной руководить будет едва ли. Так что его политика будет точно намного более предсказуемой.

Алексей Наумов, обозреватель газеты «Коммерсантъ», эксперт РСМД (российский совет по международным делам): Противодействие нам со стороны США будет более системным. Что это значит? Что будет в каких-то моментах, что называется пожестче. Условно говоря, мы понимаем, что администрация Байдена будет гораздо более последовательно и четко будет вести себя в отношении стран бывшего СССР. Но, например, мы понимаем, что Джо Байден не отдаст команду украинскому президенту на штурм республик Донбасса, он понимает, что военного решения этого конфликта нет. Дональд Трамп вполне мог это сделать, Дональд Трамп взял и убил иранского бригадного генерала Касема Сулеймани, и в общем-то чуть не поставил мир на грань третьей мировой войны. От Джо Байдена вот таких неприятных сюрпризов для всего мира мы ожидать не можем. К тому же мы с этими системными людьми можем прекрасно взаимодействовать в нужных нам аспектах, например, в аспектах по борьбе с наркотрафиком, в ограничении вооружений, на чем всегда базировались двусторонние отношения России, Советского Союза с США. Так что в общем, знаете, все будет поспокойнее, поумереннее, но вряд ли лучше для нас, к сожалению. 

Фото на превью: JOSHUA ROBERTS / REUTERS

Также по теме
    Другие выпуски