Сюрприз от Набиуллиной: почему ЦБ поднял ключевую ставку и когда она снова может вырасти

27/04/2021 - 19:57 (по МСК) Лев Пархоменко

В новом выпуске программы «Деньги. Прямая линия» президент Ассоциации финансовых рынков ACI Russia Сергей Романчук рассказал о том, под влиянием каких факторов Центробанк принимает решения, в том числе, о повышении ключевой ставки, и почему ее увеличение до 5% означает изменение денежно-кредитной политики.

Наверно, основные ― это все-таки Центральный банк и федеральное послание, которое объявил президент в середине недели. Начнем, так сказать, с самой свежей, которая пришла в пятницу днем, даже ближе к вечеру, от Центрального банка о повышении ставки до 5%, ключевой ставки. Тут, кажется, редкий случай, когда банк превзошел ожидания рынка, да, которые обещали… Средний консенсус, прогноз был, что на четверть процента поднимут, и то не факт.

Кстати, вы знаете, не такой уж редкий, если мы правильную метрику подберем, да. Было такое неплохое исследование, которое показывало, насколько разные центральные банки разных стран удивляют аналитиков и инвесторов. Так вот, Центральный банк Российской Федерации исходя из этого исследования ― один из самых непредсказуемых.

Ух ты!

То есть его решения действительно довольно-таки часто по сравнению с решениями других центральных банков расходятся с прогнозами профессиональных аналитиков. При этом есть одна такая, на мой взгляд, достаточно заметная и статистическая значимая деталь, которая заключается в том, что сами по себе цены рыночных инструментов лучше предсказывают будущие решения банка России по ставке, чем традиционные опросы, которые проводят новостные агентства Bloomberg, Reuters, традиционно в которых участвуют профессиональные экономисты и аналитики.

И это один из вопросов, который, кстати говоря, поднимается перед Центральным банком и над которым он работает, чтобы улучшить коммуникацию, потому что в целом Центральный банк заинтересован, чтобы его действия профессиональные аналитики и экономисты понимали как бы заранее. На самом деле сюрприз, такой сюрприз, когда решение по ставке выходит неожиданное, ― это не самый лучший показатель эффективности коммуникационной политики.

Другие выпуски