«Сделать сложно, подкрутить намного легче»: Росстат и промышленники разошлись в показателях. Кто все-таки прав?

Объясняет экономист Кирилл Тремасов
28/05/2019 - 14:13 (по МСК) Лев Пархоменко

В программе «Деньги. Прямая линия» — директор по инвестициям «Локо-банка» Кирилл Тремасов. Он рассказал, почему данные Росстата не совпадают с показателями промышленников, и каким цифрам можно доверять.  

Вот начать хочется с вашей, я бы сказал, излюбленной темы, а именно работа Росстата, которую вы очень активно комментируете в своем Telegram-канале. И вообще, так сказать, выступаете в качестве такого общественного оппонента, я бы сказал, Росстата, потому что там периодически какие-то правки или меры принимаются, исходя из ваших комментариев.

Последний повод буквально пришел к нам в пятницу, фантастическая ошибка была обнаружена в оценках производства газа, что привело к не менее фантастическому завышению показателей промышленного производства. То есть вместо 4,9%, которые нам были продемонстрированы сначала на первый квартал, сейчас речь идет о том, что 3,6%, что тоже много и даже очень хорошо, но все-таки разница почти в 1,5% в оценке, такого, пожалуй, мы еще не видели, мне кажется. Или это на самом деле просто так выглядит, что это что-то экстраординарное?

Экстраординарное то, что Росстат сразу же исправил вот эту ошибку, потому что я абсолютно уверен, такие ошибки случались и в прошлом. Ошибка, скорее всего, техническая, хотя они и свалили ее на какое-то предприятие.

Которое не так им данные представило, не в тоннах, а в килограммах.

Да. Одно предприятие не могло внести столь существенное искажение, ну прямо невозможно было и не заметить. Поэтому, скорее всего, какая-то техническая ошибка на уровне расчетов, занесения данных, не знаю как это произошло. Такие ошибки, они практически наверняка случались и в прошлом, но Росстат их всегда пересматривал постфактум, через месяц или через квартал вносил какие-то корректировки. Здесь исправился сразу.

С одной стороны, это хорошо. О чем это может свидетельствовать? Ну, во-первых, о том, что действительно интерес общества к данным Росстата заметно повысился, к статистике российской повысился. Но запросы общества, мне кажется, для федеральных структур, федеральных органов, они второстепенны, а вот внимание правительства, администрации президента к этим данным, вот это как раз тот момент, который мог заставить Росстат так оперативно отреагировать. И еще, эти данные, их очень легко проверить. Многие цифры, которые публикует Росстат, их сложно с чем-то соотнести и понять, насколько это адекватно.

Потому что это единственный источник.

Да, совершенно верно. А здесь у нас есть статистика оперативных ЦДУ ТЭК Минэнерго.

Отраслевая.

Да, статистика, которая собирается с предприятий, она публикуется оперативно, как правило, в первый-второй рабочий день месяца. Поэтому те цифры, которые были опубликованы, они кардинально расходились с тем, что дал Росстат на прошлой неделе.

Прежде чем мы поговорим немного о внезапной возросшей важности Росстата, коротко спрошу, все-таки мы в последнее время правда много видим каких-то историй, Росстат то, Росстат это и так далее. Это опять же связано с тем, что мы просто больше стали за ним следить? Или там действительно происходят какие-то изменения в ту или иную сторону, которые стали причиной вот таких разных неприятных или не очень неприятных событий?

Росстат перешел под крыло Минэка, скоро уже будет почти что три года. Первые два года ничего, вообще ничего не менялось, ни внутри, ни снаружи. Как я понимаю, в это время там решались кадровые вопросы, кто возглавит Росстат. Изменения какие-то, попытки изменений, начались с приходом нового руководителя в конце прошлого года. Росстат действительно, насколько я знаю, пытается реформироваться.

Но проблемы-то колоссальные, ведь дело в том, что тут проблемы такого, управленческого характера. Была замкнутая система десятилетиями, которая варилась сама в себе, что там происходит, вообще никто не понимал, ни на уровне правительства, ни тем более на уровне общества. Специалистов-статистиков, их в принципе нет. Все специалисты, они внутри Росстата. Как и любая замкнутая система, она деградировала, и вот сейчас дошла до такой стадии, когда требуются совершенно радикальные изменения. И эти изменения в первую очередь должны быть направлены на повышение открытости, на привлечение экспертов. Я понимаю, что здесь действительно экспертиза в стране недостаточна, поэтому перенимание иностранного опыта, взаимодействие с…

А как вам кажется, в эту сторону реформа, которая идет? Она в эту сторону идет или…

Пока со стороны не очень видно. Я знаю, что новое руководство предпринимает действия, действительно, хочет стать более современной структурой, ну вот пока со стороны никаких достижений не видно. Вот даже элементарная вещь — запустить обновленный сайт, современный, с удобным доступом к данным…

Ну, я бы не сказал, что это элементарная вещь для такого ведомства. Ну, ладно.

За столь длительный период это можно было сделать.

Это правда.

Насколько я знаю, эта работа действительно уже в значительной мере проведена, мне просто непонятно, почему Росстат ее пока не презентует.

Понятно. Но вот все-таки к слову об интересе к Росстату и к статистике в целом, которая действительно видна со всех сторон и которую и, правда, мы обсуждаем, впрочем, в связи отчасти с теми же цифрами, которые мы видим. Буквально неделю назад мы здесь обсуждали оценку роста ВВП, который был 2,3% в четвертом квартале и стал 0,5% в первом, и никто не понимает, как так получилось, ну да ладно.

Но в целом, как вам кажется, вообще откуда этот интерес взялся, насколько он оправдан? То есть можно подумать, что у нас как бы в этом лежит вся проблема экономического роста, в том, что мы не поймем, как этот рост посчитать, или на самом деле это имеет какое-то фундаментальное значение для того, чтобы все-таки как-то подтолкнуть нашу экономику к росту?

На самом деле в президентских указах, в нацпроектах фигурируют цифры, конкретные показатели, которые считает Росстат. И за эти показатели есть ответственные.

А, в этом все дело?

Они есть как на федеральном уровне, так и на региональном уровне. И конечно, самый просто способ достичь, выполнить президентский указ, это подкрутить показатели. Поэтому, я думаю, это основной момент, который повышает интерес к данным Росстата.

Все поняли свою внезапную зависимость от этих цифр, от этого ведомства в некотором смысле.

Ну, у нас дело в том, что очень мало кейсов, когда те или иные провалы заканчивались отставками, какими-то громкими перестановками. Чаще всего мы не видели таких кейсов.

Публично, по крайней мере, не видели. Это правда.

Поэтому, возможно, кто-то и опасается недостижения, потому что по ряду нацпроектов, конечно, представлены такие цифры, что достигнуть их очень сложно, особенно в наших условиях, в условиях санкционной экономики, нестабильности глобальных рынков.

Понятно. То есть, в общем, здесь вопрос скорее к форме, в том смысле, что все понимают, в связи опять же с нацпроектами, что то, как посчитают, возможно, важнее чем то, что мы тут реально сделаем, как это реализуем и какой от этого будет эффект, это больше интересует участников процесса, возможно.

Сделать сложно, подкрутить намного легче.

Фото: Интерпресс/ТАСС

Также по теме
    Другие выпуски