Оборонные расходы и гиперзвуковые ракеты: почему деньги ФНБ скорее пойдут на геополитику, а не на экономическое развитие

Объясняет экономист Евгений Надоршин
02/10/2019 - 19:05 (по МСК) Лев Пархоменко

Дискуссия по поводу трат ФНБ продолжается уже не первый месяц. Экономист Евгений Надоршин объясняет, почему правительство не может решить, на что потратить деньги, и куда вероятнее всего направят лишние средства.

Мы не проводим политику развития. Мы не проводим сколь-нибудь внятную, связанную и адекватную политику развития, что является, в моем понимании, результатом того, что большое количество ресурсов отвлечено на геополитические задачи, и в режиме ручного управления просто не хватает рук для того, чтобы заниматься полноценно политикой развития. Да, все это действительно так.

А есть какие-то возможности разорвать этот порочный круг?

Можно, конечно.

Обложиться таким количеством мешков с песком, чтобы решить, что теперь уже все, нам ничего не страшно, будут санкции, не будут, начинаем действовать как бы, а если уж что начнется, то вот тут нас прикроет ФНБ.

Видите ли, для этого нужно иметь желание. Режим ручного управления, он зависит от индивидов, которые им управляют, и я не вижу тяги у тех индивидов, которые управляют, к экономике. Она перестала быть интересной лет с десять тому назад приблизительно, и в общем, по большому счету, внешние условия всегда играли для нее в последние годы более значимую роль, нежели чем внутренние действия.

То есть действительно может так бесконечно продолжаться, на ваш взгляд?

Гипотетически, да. Мы же понимаем, что на самом деле ничто, по-хорошему, связанное с человеком, не бесконечно, человек смертен и притом внезапно, сказал один русский классик. Вот поэтому бесконечно это точно быть не может, но гипотетически, почему нет, собственно говоря. Мы достигли той стабильности, которая гипотетически может, при невероятной фантазии и феноменальных предпосылках, да, позволяет этому длиться бесконечно.

Я имею в виду здесь, например, ФНБ тот же самый, который, кажется, уже вот заполнен до краев, по крайней мере, до краев, которые мы сами себе обозначили, в 7% ВВП, которые вроде бы как должны нам дать возможность спать спокойно чтобы то ни было, будь хоть ядерная война, у нас вот тут есть на любой черноты день какой-то запас, который нам позволит пережить все, что угодно.

7% это не тот запас, который на случай настоящей черноты как-то поможет. И самое главное, мы уже видели похожую ситуацию в 2008-2009 годах, нет, ФНБ не будет использован на самом деле в день, черный для экономики. А в случае ядерной войны он не поможет — трать деньги, не трать, простите, это уже не будет иметь значения. Поэтому я вам хочу сказать, что в подавляющем большинстве случаев ФНБ — это просто вот некий запас денег, который отложен государством на какой-то случай, который скорее будет использован в геополитических целях, нежели чем в целях экономического развития, как минимум, в пределах 7%.

Что-то вроде кредитов Януковичу в свое время, вот в таких?

Ну, может быть, почему нет. Мне сложно сказать, я не специалист по геополитике.

В смысле, для геополитических целей вы имеете в виду что-то такого порядка?

Ну, да, оборонные расходы, не знаю, какой-нибудь «Буревестник», что-нибудь еще, гиперзвуковые ракеты, какие-нибудь еще вещи. Вот возможность финансировать эти программы, возможно, имеется в виду в большей степени под потребностями, на которые может пойти эта подушка, нежели чем экономические задачи. Еще раз, мы прошли 2008-2009 год, это было максимальное стимулирование, на которое решилось российское правительство в те времена, и оно было все-таки достаточно скромным. Тот факт, что сейчас обсуждается расходование средств ФНБ свыше 7%, что является ликвидной частью фонда, это стало неожиданностью для многих, просто когда формировали эти 7%, я думаю, никто не думал, что так быстро до них доберемся.

Что мы когда-нибудь до них дойдем, да.

Нет, насчет когда-нибудь мы думали, но точно, я думаю, не предполагалась, что столь быстро это произойдет. Поэтому да, многие основные агенты, так сказать, авторы бюджетного правила и прочие, они сейчас, конечно, в определенном замешательстве, потому что как-то удивительно быстро всё случилось. У них нет хороших ответов и идей на этот счет, им не хватило, я думаю, как минимум, пары лет, для того, чтобы в принципе подготовиться к этой истории морально, поэтому сейчас дискуссия идет скомканно. Я не сомневаюсь ни мгновения, что расходование средство ФНБ будет, просто сверх этих 7%, не внутри, и причина достаточно простая. Дело в том, что при том состоянии, при той экономической динамике, которую мы наблюдаем в России, у государства нет внятных оправданий, почему, собственно, не проводится внятная политика развития и стимулирования. Вот попытка всё время кивать на национальные проекты, она смешна совершенно.

Мы же с вами только что, в начале программы, обсуждали про то, что мы ждем санкций, поэтому мы ничего не делаем. Это не ответ на этот вопрос?

Мы ждем санкций, и мы сказали, что 7% нам хватит. И поскольку мы не говорили ничего иного, то придется что-то тратить. Абсолютно верно, сейчас выяснится, что 7% это не предел, естественно, нужно бы побольше для большего комфорта, раз такая возможность образовалась, можете в этом не сомневаться. Поэтому не все, что свыше семи, будет тратиться, но что-то будет, судя по всему, это прямо да. Тратиться или инвестироваться, все будет зависеть от того, как это назовут. Назовут это, естественно, инвестицией, но по существу, к сожалению, действительно определенная часть этих средств инвестицией никак не будет, так уж получилось. Наше государство не хочет учиться и не умеет полноценно инвестировать, оно сначала выстраивает такие условия, когда доступ к этим «инвестициям» получит ограниченное количество людей, с которой возможности спросить за их окупаемость в подавляющем большинстве случаев просто не окажется.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски