Коронавирус вернет нас в кризис 10-летней давности. Экономист Игорь Николаев о падении рынков и неутешительном будущем российского бюджета

02/03/2020 - 20:10 (по МСК) Лев Пархоменко

В этом выпуске программы «Деньги. Прямая Линия» — экономист, директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев рассказал о панике на рынках, реальном ущербе и кризисе, которые спровоцированы вспышкой коронавируса в Китае.

Всем добрый вечер! Это программа «Деньги. Прямая линия» в эфире телеканала Дождь. Как всегда по понедельникам, мы в этой студии обсуждаем все главные новости из мира экономики и финансов. Меня зовут Лев Пархоменко, а в гостях у нас сегодня Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа компании FBK Grant Thornton. Игорь, добрый вечер! Спасибо большое, что пришли к нам в такой непростой для мировой экономики момент, я бы сказал.

Я бы как-то, чтобы задать прямо тон нашей дискуссии, пока вас просто спрошу: началось или еще нет?

Начинается.

Начинается, понятно. Сейчас я поясню, о чем речь, потому что мы здесь последние много месяцев обсуждаем, что вот-вот должна начаться мировая рецессия, по крайней мере, на развитых рынках: в Штатах, в Европе, в Азии. В общем, последняя неделя, вот такие есть оценки: недельные потери на рынках США и Европы стали самыми серьезными с 2008 года. В общей сложности акции компаний подешевели на 3,6 триллиона долларов.

Мы сейчас как-то по кускам это будем есть. Давайте начнем с Китая, наверно, я бы хотел начать все-таки, потому что он, видимо, источник у нас всех проблем. Коронавирус в Китае, и цифры, которые оттуда пришли, а именно опять же что касается таких индексов, показателей и прочего, индекс деловой активности пробил дно кризиса 2008 года ― 35,7 пунктов, притом что все, что ниже 50 пунктов ― это рецессия. Сводный индекс по экономике ― это и промышленность, и сервисы, да, услуги тоже ниже этой отметки в 50 пунктов.

В самом Китае комментарии такие, что это прямо катастрофа, коллапс и так далее. Первые цифры по результатам эффекта коронавируса на китайскую экономику оказались гораздо хуже, чем ожидали. Насколько, действительно, все так плохо, уже можно сейчас говорить или все-таки нужно в более какой-то долгой перспективе посмотреть, как будет эта история развиваться?

Конечно, гарантированно на сто процентов, что все совсем плохо, сказать нельзя. Но к этому дело идет. Это уже тенденция. Надо оценивать, ведь действительно, вы сказали, много месяцев говорили, несколько месяцев говорили о том, что глобальная рецессия вроде как начинается. Что это значит? Я с этим мнением согласен, я неоднократно сам об этом говорил, приводил какие-то аргументы. Это значит, что рано или поздно кризис начнется все-таки, и вопрос только в том, что может послужить спусковым крючком. Вот коронавирус ― это идеальный кандидат на роль спускового крючка. Когда экономика созрела для кризиса, появляется что-то такое внезапное, неожиданное, с очень масштабными последствиями, а это так, потому что это в первую очередь затронуло одну из крупнейших мировых экономик, экономику Китая. Понятно, что если спусковой крючок, то он и сработает. И пока ситуация развивается так, что подтверждается вот это предположение, которое было еще несколько недель назад, что коронавирус может стать спусковым крючком.

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски