Валерий Пацкан, «Удар»: референдум на востоке проводить нужно, но только когда уйдут автоматчики

06/05/2014 - 16:00 (по МСК) Мария Макеева

Сегодня, 6 мая, Верховная Рада не поддержала идею проведения референдума 25 мая 2014 года. Заседание проходило в закрытом режиме, прессу на него не пустили. О том, что обсуждалось на заседании, почему депутаты проголосовали против референдума 25 мая рассказал «Дождю» депутат от партии «Удар» Валерий Пацкан.

Макеева: Каковы главные решения Рады сегодня? У нас была информация о том, что будут, возможно, рассматриваться даже посты, точнее длительность пребывания на постах верховных руководителей Украины. Говорили ли об этом депутаты? И почему приняли решение не проводить референдум 25 мая в один день с президентскими выборами?

Пацкан: Пока никаких кадровых решений в Верховном совете не было. На сегодняшний день у нас есть позиция, что в Украине должны состояться выборы в президенты 25 мая, это может стать точкой наступления мира, который должен прийти уже в Украину. Относительно референдума был законопроект, внесенный кабмином о референдуме, но на сегодняшний момент Верховный совет и депутаты не готовы взять на себя ответственность за то, что этот референдум, или как бы мы его ни назвали, пройдет мирно.

Пока в Луганской и в Донецкой областях вооруженные люди, это уже не сепаратисты, это террористы, о каком свободном волеизъявлении может идти речь? Мы за то, например, наша политическая сила отстаивает, я как глава комитета, за то, чтобы в Украине был референдум, но этот референдум должен произойти только после того, как не будет оружия. Если на любом избирательном участке будут стоять люди с автоматами и с оружием, никто не сможет обеспечить свободное голосование граждан Украины.

Макеева: А можно ли обеспечить свободное голосование граждан Украины на президентских выборах в таких условиях? Российский министр иностранных дел Сергей Лавров сегодня говорил, что «это необычно проведение выборов в то время, когда силовые структуры Киева проводят спецоперацию на юго-востоке страны». Это будет очень сложно организовать голосование на юго-востоке. Вы так не считаете?

Пацкан: Эта спецоперация не против граждан Украины, это спецоперация против тех людей, которые пытаются поднять градус насилия, которые захватывают мирных людей, в том числе и военных, это не граждане Украины. Сегодня министр внутренних дел, который рапортовал перед депутатами Верховного совета, сказал, что относительно населения градус не такой, как преподносят, например, российские СМИ или ваши коллеги. В «живых щитах» участвует 500-600 человек, например, вчера был бронепоезд, который был сделан самими террористами, там «живым щитом» стояло только 50 человек. То есть мы не хотим подвергать опасности простое население, которое на сегодняшний момент не проявляет активную позицию по федерализации или по отсоединению от Украины Луганской и Донецкой областей.

Относительно выборов мы надеемся, что все-таки до этого момента на территории Украины будут локализированы военные спецподразделения, которые называются сепаратистами. И на сегодняшний момент власти будут делать все возможное для того, чтобы таких людей не было, хотя соглашусь с вами, что градус насилия уже витает не только в восточных областях, он витает уже и в южных областях. Вы видели, что это было уже в Одессе, не хочу, чтобы это повторилось в Херсоне и в Николаеве.

Макеева: Я правильно вас поняла, что власти киевские рассчитывают на то, что удастся до выборов 25 мая вернуть под контроль восток и юго-восток Украины?

Пацкан: Да, правильно вы меня поняли. Я бы все-таки хотел, чтобы мы проводили референдум согласно законам Украины, потому что за две недели подготовить референдум, это нужно вносить изменения во всю законодательную базу, в том числе и в центральную избирательную комиссию. Это просто практически и технически успеть невозможно. На сегодняшний момент очень большая работа, я и наша фракция будем поддерживать то, чтобы в восточных регионах, если даже нужно в южных регионах или по всей Украине, провести какой-то опрос граждан, хотят ли они федерализации, хотят ли они децентрализации власти. Вопросы, которые будут ставиться на референдуме, не должны разделять Украину.

Макеева: Вы, конечно, знаете про донецкий референдум 11 мая, который был объявлен антикиевскими активистами, назовем их так. Вам не кажется, что в этих условиях, в условиях такой серьезной подготовки к этому референдуму, во всяком случае, они рапортуют о том, где они урны устанавливают, как они все это будут проводить, в этих условиях заявлять о том, что и 25 не будет проводиться референдум по поводу политического устройства Украины на уровне всей страны, это может сыграть плохую роль, плохую службу? Поскольку, видимо, на востоке очень хотят, чтобы была какая-то определенность дальнейшего политического устройства.

Пацкан: Я попробую вам объяснить: даже если 25 мы проведем референдум, даже если он состоится, то пока там есть вооруженные люди, то никто свободно голосовать не будет. Или другой вариант – люди придут на избирательные участки или их не выпустят на избирательные участки, таким образом, мы получим неявку на избирательные участки простого население. Если даже простое население попадет на избирательные участки, тогда оно будет под дулом пистолета отдавать свои голоса.

Макеева: Валерий, но вы же говорите о том, и мы исходим сейчас из того, что Киев рассчитывает, что удастся вернуть контроль до 25 мая над восточными регионами, потому что в противном случае то, что вы описываете, будет и на избирательных участках в случае с голосованием за кандидатуру президента.

Пацкан: Поймите правильно, сегодня в Верховном совете много говорили об этом референдуме, и он 100% будет. Если не будет он в мае, будет в июне, июле, его нужно проводить. Его нужно проводить по нескольким вопросам, например, вопросы о языках, о статусе национальных меньшинств, децентрализации власти. Это нужно делать все в правовом поле, без автоматчиков. Я и наша фракция за то, чтобы мы дали все-таки возможность нашим гражданам выразить свою позицию относительно того или другого региона. Нельзя запрещать никому, будь то это украинец, будь это граждане Украины, которые разговаривают на русском, на немецком, на венгерском, на румынском языках, они должны согласно Конституции Украины иметь право высказать свое мнение.

Макеева: Кто-то из ваших коллег, наверняка есть люди и родом с Донбасса, сохраняющие эти связи, ездят сейчас на восток Украины, разговаривают с людьми, или сейчас ситуация настолько обострена, что переговоры просто невозможны на таком уровне?

Пацкан: Конечно, есть. Сегодня утром на заседание прибыл народный депутат от УДАРа, который сказал, что на днях к нему ворвались в офис, разбили всю мебель в офисе, а вчера обстреляли его дом, о котором никто не знал. Они пытаются там провести разъяснительную работу, пытаются им объяснить, но есть люди специально обученные, которые умеют обращаться с оружием, которые идеально вычисляют их место нахождения и место нахождения офисов.

Макеева: То есть это столкновения, это практически участие невольное в боевых действиях, это не переговоры, действительно ситуация настолько острая, что это может быть только вот так, и ваш коллега фактически спасался от этих людей?

Пацкан: Я бы так не сказал, что спасался. У него есть своя позиция, есть очень большая поддержка среди местного населения, но против него работают специальные люди, которые, извините, не украинцы. Сегодня звучало предложение, которое мы предлагали, сделать выездное заседание кабмина, скажем, сделать его не в самом Донецке, сделать его в Николаеве или в Херсоне, поднять вопросы относительно тех регионов, которые сейчас нужны Украине, граждане которых больше всего сейчас нуждаются в их помощи. Премьер обещал рассмотреть этот вопрос и в ближайшее время дать ответ, будет ли выездным заседание кабмина.

Макеева: Вы, ваши однопартийцы и коллеги по Раде обсуждали ли план действий на случай, если 11 мая будет объявлено о том, что референдум состоялся, и к чему-то там пришли те, кто там участвовал? Что вы будете делать в этом случае?

Пацкан: Если целенаправленно готовы провести референдум 11 мая, он состоится и так, точнее, он не состоится, а нарисуют голоса, сколько будет нужно, для того, чтобы это сделать. Мы будем делать, и кабмин, и и.о. президента обещает сделать до того момента, пока не состоится этот референдум. В любом случае Украина на сегодняшний день не признает Крым, мы приняли закон об оккупированной территории, точно такие же действия будут и по востоку Украины. Нужно не ждать, мы понимаем, что сейчас подойдет хорошая русская поговорка: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Сейчас власти должны делать все, чтобы стабилизировать ситуацию в восточном регионе.

Также по теме
    Другие выпуски