DHL: будем возить посылки в Россию либо быстро, либо никак; с правительством будем договариваться

27/01/2014 - 17:58 (по МСК) Дмитрий Казнин

Крупнейшие операторы прекращают работу в России из-за новых таможенных правилах. Речь идет о посылках, а не о документах. Накануне компания DHL обратилась к Минкомсвязи с предложениями по упрощению процедур таможенного оформления посылок, DHL предлагает разрешить перевозчикам таможенное оформление грузов по реестрам (таким правом сейчас обладает ФГУП «Почта России»), а не каждой посылки по отдельности. Дмитрий Казнин обсудил ситуацию с вице-президентом по операционной деятельности DHL Express в России Юрием Шевченко.

Казнин: Это ведь новость, которая практически каждого задела человека, который хоть раз заказывал по интернету что-то в зарубежных магазинах, что удобнее и дешевле. Теперь не будет этого?

Шевченко: Я хотел бы сказать, что, прежде всего, речь идет о том, что мы не останавливали доставку вообще всех грузов на территорию РФ. Вообще с 2010 годаDHLне доставляет грузы частных лиц на территорию России, за исключением нескольких интернет-магазинов, у нас были проекты, которые мы доставляли. При этом очень важно отметить, что таможенное законодательство не поменялось, то есть Таможенный кодекс, законодательство осталось таким, каким оно было всегда. Что поменялось, это, может быть, уровень требований, где-то больше стали просит оригиналы документов. Вот основной момент какой.

Казнин: А что в итоге случилось, что остановили тогда?

Шевченко: Вы знаете, это больше напоминает задачу для 5 класса по математике, задача про бассейн, где из одной трубы втекает, а из другой трубы вытекает. Вот оказалось так, что в нашем бассейне втекает больше, чем вытекает, а поскольку мы доставляем грузы категории экспресс, то для нас эта скорость, качество, законность является первоочередным и приоритетным. Если мы не можем сделать это быстро, то тогда мы не делаем вообще.

Казнин: То есть вы остановили все-таки?

Шевченко: Мы остановили только грузы, которые идут частным лицам их нескольких интернет-магазинов. Все остальные грузы компаниям, которые идут в адрес производства, все это работает.

Казнин: Почему остановили? Почему у вакс нет теперь возможности быстро делать?

Шевченко: Потому что оказалось так, что, с одной стороны, и клиентам, и получателям этих грузов для того, чтобы собрать все необходимые документы, стало требоваться больше времени. А с другой стороны, как вы правильно отметили, поскольку реестры уже теперь не существуют, то каждую отправку необходимо выпускать отдельно. Соответственно производительность труда просто не справляется, поэтому из бассейна не уходит вода.

Казнин: А в каком объеме прекратятся доставки? То есть, сколько это посылок в месяц, которых вы не доставите?

Шевченко: Хотелось бы избежать такой статистики, сколько мы не доставим.

Казнин: Это как раз самое главное, наверное. Это десятки тысяч?

Шевченко: Нет-нет. Это все преувеличено, речь идет о гораздо меньшем, на 10, 100 порядков меньше, чем тот размер, который… То есть это не такая большая проблема, но поскольку она задевает конкретные физические лица, человек с семей, родственников, в этом плане это становится болезненным.

Казнин: Но вы не забывайте, что речь идет не только о вас, это касается и других подобных компаний, FеdEx, например.

Шевченко: Да, но я здесь не за всех.

Казнин: Да, я к тому, что это задевает большее количество людей.

Шевченко: Это говорит о том, что эта проблема может быть решена, потому что если эта проблема задевает нескольких, тогда и решается для всех.

Казнин: Плюс сегодня, если вы в курсе, понизили эту планку беспошлинной торговли для интернет-магазинов.

Шевченко: Обсуждение на эту тему ведется.

Казнин: Все уже, принято решение – 150 евро потолок. Была тысяча и это тоже автоматически отсекает огромное количество людей от этой услуги.

Шевченко: Да, но здесь я представляю именно компанию перевозчика. С точки зрения того, что происходит, у нас транзитные сроки не сократились, то есть, как мы могли за несколько часов или как мы говорим, овернайт, нас следующее утро до 9, до 12 часов доставить эти грузы в Россию, все эти логистические возможности у нас остались. Другое дело, что важно, чтобы еще здесь все быстро попадало к конечным получателям.

Казнин: А вот то, из-за чего вы прекратили доставку некоторым своим клиентам, это то, что новые правила таможенная служба или что это?

Шевченко: Правила остались такими же. В правилах сказано «документы», какие именно документы, нужен оригинал или достаточно копии, это часто трактуется в силу тех или иных обстоятельств. И это нормально.

Казнин: Ну, кто сейчас виновен в том, что вы остановили доставку грузов?

Шевченко: Я думаю, что это тот момент, когда количество переходит в качество, потому что у нас еще 10 лет назад и интернета как такового не было так же, как раньше не было автомобилем. Когда они появились, у людей возникли проблемы, ездить по улицам стало опасно, лошадь испугалась, убежала. То же самое и здесь. Я считаю, что это болезни роста, и они будут обязательно решены. То, что вы сказали, что уже и правительство вовлечено в это дело, устанавливаются правила, я считаю, что это очень правильно. Потому что когда не будет разницы между физическими и юридическими лицами в плане этих преференций, тогда и не будет, наверное, такой необходимости так строго контролировать, потому что это все будет решаться само собой.

Казнин: Просто со стороны это видится, как системная проблема. Это ведь теперь коснулось огромного количества людей этот весь комплекс запретов. Вы тоже прекрасно знаете, что люди покупали в зарубежных интернет-магазинах, потому что это дешевле.

Шевченко: Дело еще в чем. Дело в том, что… DHL – это же крупнейший в мире таможенный брокер, потому что мы больше всех возим груза через границу, соответственно, сталкиваемся с их оформлением. Если взять европейские правила, которые существуют, то там этот deminimis, как мы называем, этот порог никогда не был 1000 евро, он всегда равнялся 150, 100, в разных странах по-разному. Поэтому мне кажется, что здесь европейские страны были более продвинуты, более готовы к этому и у них уже изначально пороги были установлены таким образом, что когда груз приходит, с ним все успевают справиться. Я думаю, что когда мы будем работать в синхронном с Европой режиме, у нас не будет проблем в точке скорости и качества. Да, это могут быть пошлины или еще что-то. Но тут каждый человек будет сам для себя решать заказывать или не заказывать груз, зато не будет проблем с доставкой.

Казнин: Дело в том, что по Европе, когда посылка идет, идет из Европы или из США в Россию, это немножечко разные вещи, потому что разница на вещь порой составляет до 50-60%, если не больше. Собственно, в этом был смысл торговли.

Шевченко: Да, но не забывайте, что в Европе все-таки нет границ внутри европейских стран. То же самое, если мы возьмем Россию, Белоруссию и Казахстан, то есть здесь с того момента, как было принято это решение, все грузы ходят совершенно без проблем и цены уравниваются. Мы это знаем, потому что мы работаем с совершенно разными интернет-магазинами не только зарубежными, но находящимися на территории России. Мы видим, что их бизнес тоже растет в других странах Таможенного союза. Поэтому я стараюсь во всем видеть положительное.

Казнин: То есть вы согласны с тем, какие меры принимает правительство?

Шевченко: Я вижу, что есть интерес, есть нормальный диалог и то, что идет рабочий процесс. А когда идет рабочий процесс, вот мы с папой делали фотографии в ванной, и там главное было – не заходить, не включать свет, чтобы оно все проявилось, зафиксировалось, и тогда уже готовую глянцевую фотографию можно будет показать. Я надеюсь, что она всем понравится.

Казнин: А диалог-то с кем идет?

Шевченко: Мы ведем диалог со всеми. Во-первых, мы ведем диалог внутри Ассоциации экспресс-перевозчиков, нас приглашают министерства, ведомства, спрашивают наше мнение. Мы встречаемся регулярно с представителями федеральной таможенной службы на разных уровнях. Там работаю совершенно нормальные, грамотные люди. Не всегда просто получается любой вопрос решить сходу. Мне кажется, здесь терпение и труд быстро – быстро все перетрут.

Казнин: У вас когда встреча – завтра?

Шевченко: Да, одна из встреч у нас назначена на завтрашний день. Это техническая встреча, может быть, сейчас ей придается слишком большое значение. Это просто наша рабочая встреча, которая заранее планировалась. Там будут представители других компаний, поэтому будем вместе работать.

Казнин: Но вы же понимаете, что все эти решения резко сократят количество посылок из-за рубежа в Россию.

Шевченко: Я не думаю, что резко сократят, они могут привести к какому-то ограничению. Но здесь, наверное, лучшими экспертами были бы сами интернет-магазины. С точки зрения транспортной составляющей, мы все равно знаем, что когда установлены правила, когда эти правила для всех, когда они понятны, когда их легко выполнить, то даже если изначально кажется, что это будет сложно, то потом наступает так, что все хорошо, что быстро, объемы растут, отрастают как у ящерицы хвост и становятся гораздо больше, чем они были раньше. Нет трагедии здесь.

Казнин: Вы де знаете, что есть разные теории, почему такое случилось. Кто-то считает, что не справляется ни таможня, ни «Почта России»с таким объемом, за год выросло количество посылок на 6 миллионов за 2012 год, и проще запретить, чем начать работать в другом темпе хотя бы.

Шевченко: Нет, я не считаю, что это так. Конечно, объемы растут, но опять-таки, потому что раньше не было интернета, не была доступна такая услуга. Сейчас это все придет в порядок, и этот рост не будет таким колоссальным, он будет более системным.

Казнин: Будет спад все-таки.

Шевченко: Я не чувствую спада. Мне кажется, то, что мы видим…

Казнин: Пока нет статистики, пока только эти решения приняты.

Шевченко: Да, они только-только, поэтому я и предлагаю дождаться результата. Да, может быть, в моменте будет какой-то спад, но я верю в этот хвост ящерицы, который обязательно отрастет и станет еще больше, чем у любого крокодила.

Казнин: Ну, вы знаете, как на эти решения реагировала таможенная служба? Они говорили, что это как челночный бизнес, вот нынешняя интернет- торговля, у нас наркотики идут, то идет, мы не можем это контролировать, поэтому давайте запретим.

Шевченко: Поймите, что у них работа гораздо сложнее, чем у нас, потому что мы работаем с ограниченным количеством проектов, где все документы вылизаны, где клиенты уже подобраны, и мы отвечаем за каждый грамм входящего груза. Но им же приходится сталкиваться с массой, с самой огромной в мире границей, там идет этот вал, им тоже нужно работать.

Казнин: То есть они перестали справляться.

Шевченко: Мне кажется, что наоборот. Мне кажется, что они пытаются это систематизировать, сделать, чтобы были понятны правила для всех участников рынка.

Казнин: А их не было этих правил?

Шевченко: Фактически не было. То, что мы видели, это появился интернет, потом оно просто начало само по себе и достигло какого-то количества, которое перешло в новое качество. Сейчас пытаются их этого леса, который сам по себе вырос, сделать какой-то парк, английский парк. Где-то прорубят какую-то дорожку, где-то что-то окучат, но гулять там будет гораздо интереснее и приятнее, можно с детьми будет гулять.

Казнин: То есть вы имеете в виду, что до этого была чаща, где все росло само по себе, а теперь делают ухоженный сад?

Шевченко: В бизнесе бывает, что какая-то тема поперла, что называется, и вот она развивается, потом ее нужно причесать просто-напросто, и все будет нормально.

Казнин: А вам клиенты жалуются уже?

Шевченко: Я бы сказал, что не жалуются, они просто делятся, потому что мы с клиентами здесь совместно. Они нам говорят: «А как нам это, как это».

Казнин: Нет, ну вы им перестали доставлять посылки.

Шевченко: Они понимают, что здесь не в нас проблема, просто в стране меняются правила, эти правила приближаются к европейским, они удаляются. Возникли какие-то моменты, мы постараемся их решить. В жалобах нет смысла, никакой жилетки не хватит, чтобы все время жаловаться и жаловаться, надо просто в будущее смотреть.

Другие выпуски