«Голос» нашел миллиардные госконтракты у доноров «Единой России»

Заметки
4 августа
6 204
3

88 компаний, перечисливших деньги в избирательные фонды партий, получили госконтракты, многократно превышающие сумму дотаций. Такие данные содержатся в исследовании движения «Голос», посвященном финансовой деятельности политических партий накануне выборов. По данным движения, крупнейшие доноры переводили десятки миллионов рублей, а выигрывали бюджетные заказы на сотни миллионов и миллиарды рублей. Основной получатель помощи от таких доноров — «Единая Россия». В пяти регионах России каждая третья компания, пожертвовавшая партии более одного миллиона рублей, — крупный получатель государственных контрактов.

«Голос» проанализировал госконтракты, полученные всеми юридическими лицами – донорами политических партий, пожертвовавшими более миллиона рублей. Среди компаний-доноров, получивших в 2015 – 2016 гг. крупные государственные контракты, более 90% пришлось на доноров «Единой России», остальные средства достались КПРФ, «Справедливой России», «Патриотам России», «Коммунистам России» и «Гражданской платформе».

По утверждению автора исследования Станислава Андрейчука, зачастую условием получения госконтракта для компании является готовность пожертвовать определенную долю из полученной суммы в фонд того или иного избирательного объединения или конкретного кандидата. Как правило, эта сумма не превышает 10% от суммы госконтракта, говорит Андрейчук.

Большая часть доноров — строительные компании и компании, занимающихся энергетикой, и поставкой питания в государственные учреждения. Заказчиками выступают региональные и местные власти. Чаще всего — власти Башкирии, Татарстана, Воронежской и Тюменской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа. По мнению Андрейчука, в этих регионах такая схема наполнения партийных бюджетов может быть «поставлена на поток»: примерно каждая третья компания, пожертвовавшая партии более миллиона рублей, — крупный получатель государственных контрактов.

На федеральном уровне среди заказчиков — министерство обороны с близкими ему предприятиями ВПК, Росавтодор и Росатом. Как считает «Голос», есть основания полагать, что в Госдуме нового созыва именно указанные структуры получат наибольшие лоббистские возможности.

Лидеры пожертвований и получения госзаказов

Пятерка крупнейших доноров в 2015 году и получателей бюджетных заказов в 2015-2016 годы – это концерн «Монарх» (перевел 20 млн руб., получил госзаказ более чем на 5,5 млрд руб.),  ОАО «Томская домостроительная компания» (перевело 24,8 млн руб., получило госзаказ более чем на 690 млн руб.), ООО «Устой-М» (перевело 16,8 тыс. руб., получило госзаказ более чем на 4 млрд руб.), ОАО «ПЗСП» ( перевело 16,6 тыс. руб., получило госзаказ на 868 млн руб.) и «Эколайн» (перевела 11,1 млн руб., получила заказ на 92,5 млн руб.). Все они перевели деньги «Единой России».

Концерн «Монарх»  по заказу департамента строительства Москвы возводит и ремонтирует административные здания, поставляет мебель, вычислительные и типографическую технику. Компания принадлежит Сергею Амбарцумяну, который в 2003–2007 гг. был заместителем руководителя департамента градостроительной политики Москвы. Он был доверенным лицом Сергея Собянина на выборах мэра Москвы в 2013 году.  

«Эколайн», занимающаяся комплексной утилизацией и обезвреживанием отходов, также получает заказы от московских властей. По данным ФБК, это третья по количеству госзаказов компания по уборке и переработке мусора в столице. Всего «Эколайн» выиграла заказов на 25,6 млрд руб. за 15 лет. По данным Forbes, один из владельцев компании — Глеб Франк, сын гендиректора «Совкомфлота», бывшего министра транспорта Сергея Франка и зять Геннадия Тимченко.

Генеральный директор ОАО «Томская домостроительная компания» — депутат Заксобрания Томской области Александр Шпетер. Он возглавляет постоянную комиссию по строительству, определяющую направление строительной деятельности в регионе и ее объем. Администрация Томска в 2015 – 2016 гг. потратила на покупку благоустроенного жилья 506 млн руб., согласно данным портала госзакупок. На Томскую домостроительную компанию выпало около 80% (412 млн руб.), из которых 327,4 млн — по заключенному в прошлом году госконтракту на «участие в долевом строительстве многоквартирного(ых) дома(ов) в Городе Томске». Компания занимается недвижимостью для самых разных нужд — от строительства квартир для местных чиновников до предоставления жилья детям-сиротам. По словам гендиректора «Transparency International — Россия» Ильи Шуманова, ситуация в Томске — очевидный пример конфликта интересов, в котором необходимо разбираться. 

ОАО «ПЗСП» получало самые разные заказы — от поставки теплоэнергии до приобретения квартир в муниципальную собственность. Один из главных заказчиков — пермское управление жилищных отношений. За 2015 – 2016 гг. они заключили контрактов на 2 млрд руб., из которых почти половина (0,85 млрд) досталась ПЗСП, следует из данных портала госзакупок.

«Устой-М» — дорожно-строительная компания в Петропавловске-Камчатском, строит дороги федерального и краевого значения. Гендиректор компании Юрий Ломакин победил на праймериз «Единой России» и примет участие в выборах в региональный парламент.

«Такие механизмы финансирования могут действовать по принципу так называемого „отката“: компания получает госконтракт лишь в случае, если обязуется часть вырученных средств направить на поддержку конкретной партии», — предполагает Андрейчук.

Генеральный директор группы компаний «Монарх» Сергей Амбурцамян заявил Дождю, что не видит никакой связи между этим пожертвованием и получением крупных сумм по госконтрактам.

«Для нашей компании, во-первых, это [государственные подряды] немного. Мы до того, как начали жертвовать, получали больше заказов. Это не взаимосвязанные вещи. При чем тут департамент строительства и „Единая Россия“? Они ничего общего между собой не имеют», — сказал он.

Остальные компании были или недоступны для комментариев, или отказались от них. В пресс-службе «Единой России» Дождю рассказали, что ещё не ознакомились с докладом «Голоса» и не готовы его комментировать.

Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.