Донецк. Сепаратисты ведут плененных военных по центру города под ликование толпы и крики «Фашисты!». Колонну ведут женщины с автоматами

24/08/2014 - 17:27 (по МСК) Карина Орлова

Сепаратисты на Востоке Украины сегодня устроили свою акцию в Донецке. Вооруженные повстанцы вывели в центр города пленных украинских военнослужащих и заставили их пройти по улицам под ликование толпы. 

Сотни людей с российскими флагами и флагами самопровозглашенной «ДНР» пришли посмотреть на то, как группу мужчин со связанными руками, в разнородной одежде – военной и гражданской, ведут по улицам в окружении автоматчиков с примкнутыми штыками. Сейчас в режиме без комментариев вы можете видеть, как это было...

Социальные сети уже обошли фотографии того, что происходит сегодня в Донецке. Голландский Журналист Стефан Эхребум вывесил в твиттере фотографии с подписью (перевод с английского) – «безумие происходит в эти минуты. Много выкриков «фашисты».

В твиттере Алексея Навального также опубликована фотография с подписью «Боже, так это не шутка была. Они реально провели по улицам Донецка пленных».

Орлова: Евгений, вы можете описать, что происходило? Я правильно понимаю, что люди, в принципе, радовались, выкрикивали лозунги «Фашисты!» в адрес тех военнослужащих плененных, которых вели, они поддерживали всю эту акцию, и фашистами называли не тех, кто их вел, а самих военнослужащих?

Фельдман: Конечно. Это вообще часть большого празднования сепаратистами Дня независимости Украины, независимости в кавычках, конечно, потому что со вчерашнего вечера на площади Ленина в Донецке выставлена вроде как украинская бронетехника, сожженная и разбитая, в разной степени целостности. С раннего утра народ по ней лазил, при этом никто точно не знал, во сколько состоится парад. Его многие ждали, люди стояли на площади буквально с 8 утра, потому что были слухи, что именно в это время случится парад, то есть одновременно с парадом в Киеве.

В итоге он произошел четырьмя часами позже, но все это время на площади стояли люди, которые фотографировались на фоне техники, залезая на нее с флагами, очень много было бойцов сил «Донецкой республики». Они оцепили почти все подходы, и никто из них толком не знал, когда случится парад. Он очень внезапно начался. Всем объявили за три часа, что митинг начнется в 2 часа дня. В то время, как толпа подошла к сцене, буквально после песни «Идет война народная» и после короткой минуты молчания, которую на площади никто толком не услышал, буквально первой же фразой сказали, что сейчас состоится то, ради чего вы все здесь собрались.

Народ ринулся с середины площади к тому месту, где площадь пересекается с улицей Артема, по которой в сторону центра города, в сторону обладминистрации шли двумя или тремя колоннами пленные в окружении людей со штыками. Причем охрану, именно кольцо людей со штыками возглавляли две или три женщины с автоматами и штыками. Были охранники с собаками. Естественно, улица была оцеплена, стояли люди вооруженные с двух сторон, но в течение, наверное, первой трети площади все происходило, условно говоря, спокойно, народ что-то скандировал и выражал недовольство в отношении пленных и радуясь в отношении происходящего в целом, но не было никаких попыток контакта.

А ближе к середине площади и дальше до угла с улицы к воротам, на которой стояли автозаки, куда погрузили пленных, уже начались какие-то попытки прорываться. Несколько женщин бросали пакеты с мукой, в которой потом с ног до головы были пленные. Многие, очень многие кидали пластиковые бутылки, просто как-то водой брызгали.

Я не видел камней и чего-то серьезного, кто-то бросался с попыткой ударить, кто-то пытался плеваться. При этом охрана, не знаю, как это правильно сформулировать, по крайней мере, такие попытки какого-то тактильного контакта они пресекали очень строго. Я не знаю, как это сказать, но было ощущение, что есть какая-то граница, которую они не хотели переходить, они не хотели, чтобы это превратилось в массовое закидывание камнями. В этом смысле я не видел непосредственно на площади грубости со стороны охраны по отношению к пленным. При этом понятно, что, судя по тому, насколько потерянными они были, понятно, что отношение к ним не совсем достойное. 

Орлова: Я так понимаю, несколько сот человек вышло на улицы в центр Донецка. Это, наверное, не все жители. Были ли вообще люди, которые осуждали эту акцию? И среди тех, кто поддерживал, ликовал, я правильно понимаю, что это все люди, которые поддерживают «ДНР», «ЛНР», поддерживают сепаратизм, те люди, которые не являются потом, в последствие теми, что бежит от войны и рассказывает про ужасы войны? Что это за люди, которые вышли сегодня и радовались этому?

Фельдман: Извне толпа была очень похожа на ту, которая собирается каждое воскресенье на этой самой площади Ленина. Последний раз я на таком митинге был 25 мая, в день выборов президента Украины, когда победил Порошенко. Сейчас народу было существенно больше. Если тогда было, наверное, человек 300, то сейчас, я думаю, что уже близко к тысяче именно собравшихся под сценой. Но при этом это довольно монолитная социальная группа. Это, в основном, пожилые люди. Конечно, это именно, условно говоря, активисты, поддерживающие сепаратистов. Там было очень много людей с оружием. Естественно, на площади основной массой были не воюющие люди, а мирные их сторонники. Именно эти люди скандировали «Фашисты!» в адрес пленных, закидывали их мукой, бутылками и так далее.

Что говорят в городе, мне сказать очень сложно, потому что мы все время сегодня провели на площади, потому что не знали, когда это все начнется. В какой-то момент стало понятно, что будет очень длинное ожидание, со сцены позвали людей дойти до больницы Калинина, она не очень далеко от площади, и помочь в разборе, как сказали, завалов в морге, который подвергся обстрелу сегодня утром. Туда не очень много народу подалось – наверное, несколько десятков. В принципе, там не разнесенное здание.

Орлова: Как долго все это продолжалось? Я имею в виду проведение плененных военных по центру Донецка. Как это долго было - полчаса, час?

Фельдман: Мне очень сложно судить, потому что я – фотограф, я не следил за временем. Но это было очень быстро, недостаточно времени для того, чтобы спокойно отснять. То есть это было минут 5-10, может быть. Ну, опять же, они довольно медленно шли издалека. Сначала эта колонна выходила на площадь снизу, поднималась наверх, ну это было все равно минут 15 с учетом еще погрузки в автобусы и в автозак.

Орлова: И сколько человек примерно было из количества плененных, можно примерно сказать? Несколько десятков?

Фельдман: Думаю, что человек 50-60. Со сцены уже после марша объявили, что это далеко не все пленные, которые есть у сепаратистов. Но это такое убеждение, которое можно принимать на веру или не принимать. Было человек 60, наверное, на этом параде. И человек 30 идущих рядом с ними охраны. Никаких эксцессов со стороны пленных, попыток сбежать и еще чего-то не было.

Сразу после парада проехали еще поливальные машины, я так понимаю, что это символический жест, проводящий параллель происходящего сегодня с маршем пленных немецких солдат по Москве в 1944 году. Причем они прошли по всем соседним близлежащим улицам. Я думаю, что все в сумме минут 15 заняло.

Фото: © Маша Росс / РИА Новости

Другие выпуски