Корабли в чужой гавани: зачем российский флот отправили в Средиземное море

04/11/2016 - 00:49 (по МСК) Павел Лобков

Очередной российский военный корабль отправился к берегам Сирии. Фрегат «Адмирал Григорович» отчалил от Севастополя и присоединится к российской группировке. Концентрация российский кораблей в Средиземном море — небывалая в новейшей истории. В четверг, 4 ноября, там находятся корабли уже трех российских флотов. Петр Рузавин рассказал о русском оружии в море у Сирии.

В Средиземном море сейчас находятся корабли трех флотов ВМФ России — Северного, Черноморского и Балтийского. Больше всего — из Северного, пункт базирования которого — Североморск.  Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» отправлялся именно оттуда. Этот авианосец и привлек внимание мировых СМИ, когда проходил через Ла-Манш. Резонанс вызвал в частности, дым, который исходил из трубы корабля.

Российский авианосец сопровождает тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» — флагман Северного флота, а вместе с ними следуют большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице‑адмирал Кулаков», а также другие боевые корабли.

После Ла-Манша к Адмиралу Кузнецову было приковано повышенное внимание: СМИ следили за его перемещением в ежедневном режиме.  При этом его отказались дозаправлять в Испании и на Мальте. Ну а сам вход крейсеров в Средиземное море подавался российскими медиа как триумфальное шествие русского оружия.

В четверг, 3 ноября, в сети появились фотографии, где предположительно авианосец «Адмирал Кузнецов» взят на буксир. Появились предположения, что он сломался. Впрочем, среди других версий того, что изображено на этом снимке, было и то, что это просто дозаправка корабля в море.

В Средиземное море направились корабли и Черноморского флота — усилять российскую группировку у берегов Сирии из Севастополя. 3 ноября вышел новейший фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович», вооруженный ракетами «Калибр». Сам он пока не вошел в акваторию Средиземного моря.

В отличие от «Сметливого» — сторожевого корабля Черноморского флота. Более того, по пути к берегам Сирии он успел заскочить в Грецию — там прошел молебен и другие торжественные мероприятия в честь 165‑летия со дня рождения великой княгини Ольги Константиновны Романовой, королевы Греции. Помолившись, члены экипажа Сметливого направились нести службу к берегам Сирии.

Наконец, представители Балтийского флота также находятся в Средиземном море. 14 октября корабль «Смольный» преодолел проливы Ла‑Манш и Гибралтар и зашел в его акваторию.

Зачем России такое бряцание оружием на воде — об этом Дождь спросил у бывшего командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова:

За последние 25 лет — да, самый большой отряд кораблей вошел в Средиземное море. Корабли туда пошли не из-за Сирии, а чтобы восстановить присутствие наших военно-морских сил в Средиземном море. Сирия — это частная задача, возможно, если будет поставлена. Демонстрация флага — это тоже одна из задач военно-морского флота. Демонстрация российского флага в мировом океане.

В отличие от Попова главный редактор издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко, считает действия ВМФ России бессмысленными и даже опасными:

Просто нет смысла в этом — сгонять почти все железяки, которые есть в российском ВМФ, в Средиземное море и там этими железяками лязгать. То есть вот напугать, произвести впечатление. Это производит впечатление на страны Третьего мира, на гражданских лиц в странах Европы. Но это не может произвести впечатление на серьезных специалистов и на военных —прежде всего военных НАТО.

И так все это очень сильно напоминает 1904-1905 годы, когда Россия собрала все, что у нее было, и бросила на Дальний восток воевать с Японией. Мы знаем, чем это закончилось. Если будут какое-то реальное столкновение с НАТО, с США, закончится точно тем же — Цусимой.  

Оперативное соединение ВМФ России в Средиземном море базируется на Тартусе в Сирии. В прошлом году по официальным данным на ней находились почти две тысячи российских специалистов и моряков. 10 октября 2016 года российские власти заявили, что создадут там полноценную военно‑морскую базу, то есть юридически это будет оформлено как было в случае с Севастополем — по крайне мере, до того момента, как Россия присоединила Крым к своей территории.

Если возвращаться непосредственно к военной операции в Сирии, то из пяти флотов, которые есть у России, в ней принимает участие, по сути, четыре. Из них корабли трех находятся теперь в Средиземном море.

Также по теме
    Другие выпуски