«Прекратите убивать человека в прямом эфире!» Москвича обязали заплатить полтора миллиона рублей за царапину на трамвае

27/06/2019 - 21:27 (по МСК) Анна Монгайт

В Москве суд обязал водителя выплатить 1,5 млн руб за аварию с трамваем. Водитель машины нанес повреждений трамваю всего лишь на 36 тысяч, но для судебного иска хозяева трамвая — государственная компания «Мосгортранс» — заказывали независимую экспертизу. В формулу закладывалась стоимость нового трамвая — почти 100 млн рублей, и Останкинский суд в полной такую экспертизу одобрил. О том, что за этим удивительным прецедентом может последовать, мы поговорили с координатором движения «Синие Ведерки» Петром Шкуматовым.

Петр, здравствуйте!

Добрый день.

Знаете, у меня был случай в начале моей водительской карьеры, примерно десять лет назад, я тоже въехала в трамвай, поэтому меня это очень волнует. Расскажите, пожалуйста, как такое могло случиться, что человеку выписали такую гигантскую сумму, которую он должен выплатить за травмирование трамвая?

К сожалению, на месте этого человека может оказаться любой из нас, вы, я и вообще любой водитель, который приезжает хоть иногда в Москву на своем автомобиле. Речь идет о так называемой утере товарной стоимости, которая считается от стоимости нового транспортного средства. Стоимость новых трамваев, вот этих самых, «Витязь», которые ездят сейчас по Москве, это новые сочлененные трамваи, их еще показывают по телевизору везде, их стоимость почти сто миллионов рублей.

Таким образом, любой человек, который попал в ДТП с этим трамваем, а ДТП ― это штука такая, сами понимаете, что они случаются, и иногда действительно можно поцарапать этот трамвай, например. Так вот, эти люди будут вынуждены не только заплатить, допустим, десять тысяч рублей за царапину, но и полностью возместить утерю товарной стоимости, которая рассчитывается от стоимости нового трамвая.

Я бы на месте всех автомобилистов просто объезжал эти трамваи стороной, потому что любая царапинка, абсолютно любая, небольшая, незначительная, приведет к иску против такого автомобилиста примерно на сумму от миллиона рублей и больше.

Как сделать так, чтобы не попасть в эту ситуацию? Есть ли какие-то лайфхаки?

Только не попадать в ДТП с этими новыми трамваями и, я опять же подчеркну, с электробусами. Электробусы стоят примерно 30 миллионов рублей, то есть в три раза меньше, чем трамвай, но утеря товарной стоимости для такого электробуса тоже будет считаться от стоимости нового электробуса и будет превышать сумму в полмиллиона рублей.

То есть если автовладелец попадает в аварию с электробусом или с трамваем, то нужно готовить совершенно несуразные деньги. И самое интересное, что это, в общем-то, все по закону, просто когда этот закон принимался, никто даже в здравом уме и трезвой памяти не мог себе представить, что на дорогах Москвы появятся транспортные средства стоимостью почти сто миллионов рублей. Это запредельная стоимость, и когда считается УТС, утеря товарной стоимости от нее, это получаются миллионы рублей. В частности, вот этот человек, который поцарапал трамвай, находится в состоянии банкротства. То есть Мосгортранс, по сути, довел человека до ручки, пустил по миру.

Зачем это им? Зачем Мосгортрансу такая кровожадная история? Да, они правы по закону, по закону они правы. Формально к ним претензий нет. Но, слушайте, у нас разве по закону можно убивать людей, по сути, вгонять их в нищету, в долги и вот так поступать абсолютно античеловечески? Я, впрочем, наверно, задаю риторический вопрос.

Очень неприятно, что вы отвечаете, что это возможно. Неужели никакие юристы не могут помочь этому человеку? Может, можно как-то переосмыслить саму установку, которая лежит в основе этого требования этой огромной суммы?

Абсолютно точно. То есть это не юристы должны делать, это должна делать Государственная Дума, Верховный суд. Безусловно, вот этот пограничный случай, который вообще никто в расчет не принимал, то есть когда утеря товарной стоимости, сама концепция принималась, то какие у нас самые дорогие автомобили ездят по дорогам? «Бентли», двадцать миллионов рублей. От двадцати миллионов рублей 1,5% ― это, в общем-то, триста тысяч рублей, это не такая, скажем так, критическая сумма. Более того, она попадает в стоимость ОСАГО, то есть в большинстве случаев в небольших авариях с этими автомобилями все покрывалось бы страховыми компаниями.

Но то, что у нас будут трамваи за сто миллионов рублей, вообще никто не мог предположить. Поэтому, конечно же, здесь нужно пересматривать законодательство. Правда, этому человеку это не поможет, поэтому я открыто призываю Мосгортранс прекратить убивать человека в прямом эфире. Да, вы формально правы, хочу я сказать Мосгортрансу. Вы формально правы. Но как может эта формальность служить оправданием, основанием для того, чтобы за царапину, за 36 тысяч рублей убивать человека, уничтожать его жизнь, загонять его в нищету, в долги? Собственно, это, конечно же, отразится и на его детях, и на его родителях.

То есть фактически человек, который небогатый, который, в общем-то, наверно, такой средний, обычный гражданин Российской Федерации, сейчас должен отдать, по сути, свой примерно четырехлетний заработок, при этом он должен не кушать, не пить, не платить за ЖКХ. То же самое не должны делать его дети и его семья. Это же просто кровожадно. Давайте мы в конце концов тогда перейдем на какие-нибудь шоу. Пусть Мосгортранс откроет шоу, как они занимаются вот таким садизмом по отношению к тем, кто поцарапал, царапинку небольшую нанес их вот этим платиновым трамвайчикам.

Петр, понимаю вообще вас как никто другой, как человек, который уже в свое время нанес царапинку трамваю. Какое счастье, что это было десять лет назад и трамвай был старый!

Фото: Агентство городских новостей «Москва»

Также по теме
    Другие выпуски