Сезон сноса в Москве: зачем снесли исторический дом на Малой Бронной

12/05/2017 - 01:23 (по МСК) Василий Полонский

Реновация в Москве пока не стартовала, а вот точечный снос и застройка не прекращаются. В майские праздники был снесен особняк Неклюдовой, построенный в середине XIX века и располагавшийся на Малой Бронной улице в самом центре Москвы. В свое время в этом здании находилась одна из первых детских больниц в России. Впрочем, московские власти этот факт не остановил. Они отказались признать особняк объектом культурного наследия.

Василий Полонский рассказал подробности.

Усадьбу Неклюдовой снесли во время майских праздников. Московские власти неожиданно решили, что никакой исторической ценности дом конца 19 века не имеет, и разрушили памятник архитектуры до основания.

Андрей Новичков, активист движения «Архнадзор»: Это здание являлось ценным градоформирующим объектом. То есть это тот статус, который запрещает сносить такие объекты. Он разрешает капитальный ремонт, разрешает реконструкцию, но снос фасадных стен запрещен. В нарушение всего этого мэр Москвы выдает этот градостроительный план земельного участка и, соответственно, через несколько месяцев, уже в этом году, 6 мая сюда приезжают экскаваторы, и начинается снос.

Первоначально власти сами были против уничтожения усадьбы, но потом что-то пошло не так.

Андрей Новичков, активист движения «Архнадзор»: Государственные органы в самом начале, когда только был выдан градостроительный план земельного участка, они высказывались категорически против данных работ, а именно это Департамент культурного наследия, Комитет по архитектуре города Москвы. Были официальные письма от них, где они говорили, что данный снос невозможен. И после этого, соответственно, уже 6 мая мы видим иную бумагу от этих же самых инстанций с совершенно другой резолюцией. И возникает вопрос, что произошло с того времени?

В приказе, на основании которого застройщик разрушил дом, указано, что его убирают из списка объектов культурного наследия Москвы. Жители Малой Бронной во всем обвиняют власти и не понимают, почему дом все-таки снесли.

— Наша улица не была внесена ни в какой план по сносу, и вдруг исподтишка это все внесли. Я считаю, что это безобразие. И Собянин делает гадкое, мерзкое, подлое дело по отношению к жителям центра.

— То, что история, что это дом был самый старый на улице Малая Бронная, никто во внимание не взял. А что туристам показывать? Высотные здания? Так для этого необязательно в Москву ехать.

Департамент культурного наследия Москвы в свою очередь утверждает, что так называемая усадьба была в плохом состоянии и должна была быть снесена.

Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия Москвы: То здание, которое сегодня в СМИ называют дворцом и главным домом усадьбы, за две недели до сноса было в руинированном состоянии. Мы очень внимательно смотрим каждый такой объект на предмет постановки под государственную охрану. И всегда, если есть хоть малое основание, наделяем объект статусом памятника. Мы обязательно это делаем вне зависимости от того, какая документация на него оформлена и какие решения относительно этого объекта были приняты ранее.

Теперь уже дома нет, и на его месте может появиться здание в три раза больше прежнего, как утверждает местный депутат Елена Ткач.

Елена Ткач, депутат совета Пресненского района: Мэрия Москвы выпускает документ о том, что можно дом снести, и что можно его увеличить с 2000 квадратных метров до 7000. То есть это получается больше, чем в 3 раза — в 3,5 раза увеличение.

Также в майские праздники Москва не досчиталась еще одного исторического здания — это фабрика купца Григорьева. Дореволюционную постройку уже пытались разобрать несколько месяцев назад, но тогда суд приостановил снос. Но несмотря на решение суда дом все равно был разрушен.

Андрей Новичков, активист движения «Архнадзор»: Там, наверное, должна быть соответствующая реакция и суда на невыполнение определения, и реакция, соответственно, органа по охране памятников, то есть Мосгорнаследия, потому что снос данного дома ими официально не согласовывался.

На месте фабрики планируется построить очередную жилую многоэтажку. По мнению правозащитников, следующими на очереди по сносу стоят дома в Пожарском переулке застройки конца 19 — начала 20 века. По данным «Архнадзора», за лето 2016 года в Москве было утрачено 6 исторических зданий, из которых 4 находились в центре Москвы.

Также по теме
    Другие выпуски