РПЦ не спросят. Может ли Украинская церковь получить независимость в обход России

Объясняет филолог, библеист Андрей Десницкий
03/09/2018 - 21:27 (по МСК) Павел Лобков

Встреча Вселенского патриарха Варфоломея с Московским патриархом Кириллом ожидалась судьбоносной. По ее итогам Украинская православная церковь могла получить автокефалию, то есть независимость от Московского патриархата. Но стороны ограничились туманными заявлениями. Как трактовать намеки и утечки, обсудили с доктором филологических наук, библеистом Андреем Десницким.

Андрей, скажите, пожалуйста, так громко анонсировалось, так громко все это начиналось, а кончилось тем, что только украинская сторона дает какую-то свою интерпретацию переговоров. Вообще не понятно, что это было.

Ну, что же, много чего произошло на самом деле, просто СМИ, так они устроены, реагируют на какие-то поверхностные, яркие события, каждый день новые. А все истории, связанные с православной церковью, это, как правило, такой лонгрид. Вот читаешь Толстого, там вроде бы двадцать страниц прочитал, ничего не произошло, но это же не значит, что ничего на самом деле у Толстого не описано. Вот здесь то же самое. Визит патриарха Кирилла, то, что он был довольно недолгое время, то, что он не остался на обед, то, что по итогам он высказался, что все хорошо, а подробности я вам не скажу, если подводить краткий итог его высказываний, — это уже очень громкое на самом деле заявление, что, в общем, Константинополь играет по своим правилам, с Москвой не согласовывает все это. И это не значит, что завтра будет, как это называют, томос, документ, дающий Киеву, или какому-то количеству существующих там православных, или какому-то будущему объединению православных, дающий им всем автокефалию. Но Константинополь ясно заявил, что дать ее он может в любой момент, не оглядываясь на Москву, и это беспрецедентно.

Если вспоминать предыдущее решение, другого порядка, объединение заграничных церквей с Московским патриархатом, это имело конкретное, прежде всего имущественное наполнение, что Московский патриархат распоряжался огромной собственностью, которая была создана потомками, в том числе, и эмигрантов первой волны за долгие годы, то есть это гигантские богатые приходы, прежде всего в США, во Франции. Это понятно, что Русская православная церковь, Московский патриархат прирос огромным количеством приходов.

Там было не все однозначно, потому что не все зарубежники перешли под Московский патриархат.

Не все, но тем не менее самые богатые приходы, самые такие, они оказались лояльными. Здесь происходит процесс наоборот. Значит ли это, что если эта бумага будет получена, то церкви Московского патриархата на Украине отпадут от Москвы, отпадут от патриарха Кирилла? Или они скажут, ну, бумага у нас есть, но мы все равно духовно верны Московскому патриархату, поэтому мы не отпадем?

Во-первых, бумаги пока нет. Когда она будет, я думаю, что мы ее увидим до конца этого года, но пока не увидели, говорить не о чем. Трудно предсказывать реакцию. Потом, православные, они едины в вероучительных вопросах, во всех остальных они разделены. И у нас уже есть прекрасные примеры: история с Эстонией, в девяностые годы, около двадцати лет назад. Другое дело, что Эстония — это маленькая республика, где и православных мало, и вообще верующих не очень много, поэтому мы как-то ее не заметили. Но там ровно это и произошло. Константинополь даровал местным православным автокефалию, свой статус, который часть приходов приняла, перешла под Константинополь, часть осталась под Москвой. Естественно, имущественные споры, естественно, скандалы — вот был один и тот же храм, в нем молились две стороны, теперь чей он. Все это, скорее всего, будет и на украинской территории, но просто в гораздо больших масштабах, и здесь не имущество — главная потеря. В конце концов, не все же измеряется стенами. А вот потеря авторитета, потеря управляемости, потеря влияния на Кремль, потому что до сих пор единственные структуры, которые базируются в Москве, и которые были представлены на Украине массово, это были структуры Московского патриархата. Вот эти потери будут действительно очень большими.

Скажем так, предположим, что подобное решение будет, то соответственно каждый епископ или каждый… До какой степени священнослужители смогут определяться? Епископы или настоятели церквей и монастырей смогут сказать, мы теперь с теми или не с теми? Потому что один раскол на Украине уже был, в 1992 году, когда уже часть пошла за Филаретом, а часть осталась в лоне Московской патриархии.

Это состояние длится до сих пор. Оно, кстати, создает такую ситуацию конкуренции, когда… Я это видел своими глазами, когда один и тот же священник имеет бумагу от Московской патриархии и от Киевского патриархата, и для каждой стороны он свой, а пользуется он этим, очевидно, исходя из собственных каких-то рассуждений. И это довольно типичная картина. Вот есть, допустим, приход, есть община, есть какая-то группа людей, которые друг другу доверяют. А дальше эта община живет, то есть она в какой-то момент может поделиться на две, в какой-то момент может уйти от одного епископа к другому, в какой-то момент может, допустим, вернуться к первому. Часто это зависит просто оттого, кто из них хороший человек, а кто не очень. Скажем, личность нынешнего киевского патриарха, который формально находится под анафемой Москвы, что, кстати, оспаривается сегодня Константинополем, и они говорят, как бы да, под анафемой, но это ничего, на это мы можем закрыть глаза. Его личность, может быть, сейчас самое главное препятствие для этого томоса, потому что он…

У него сомнительное прошлое, скажем так.

Он явно не уйдет на вторые роли, потому что он к этому шел последние 20-30 лет. Может быть и такой сценарий, когда все стороны ждут, у него уже возраст солидный, когда он, скажем так, уходит от активной деятельности, и тогда каким-то образом без него это решается. Один из возможных сценариев.

Эмиссары Петра Порошенко приезжали в Стамбул со специальным письмом, то есть это не просто через посольство передать бумажку, а это серьезное — послать гонца, то есть по протокольным меркам это очень много. Насколько важно это для выборов?

Конечно, это для украинских выборов один из главных козырей, потому что вот будет ясный успех, который можно предъявить. Кстати, полная параллель с соединением РПЦ с РПЦЗ.

Который был предъявлен в 2004 году.

Да, и Путин это представил как свою крупную победу, духовную, политическую, так оно и было. Если Порошенко, конечно, очень хочет это сделать к выборам, если он, как он считает, этого добьется, хотя грубо говоря, Украина тоже государство светское, там нет ни государственной религии, ни роли президента как некоего внешнего епископа церкви, как об императорах говорят.

Хранитель веры.

Но фактически он эту роль наверняка очень хочет сыграть, и от этого всячески торопится. Но здесь много разных сил, и у каждой своя цель.

А вот внятную бумагу — Украинская церковь, или Православная церковь на территории Украины, является автокефалией — когда в такой формулировке, понятной людям обычным, можно будет увидеть? Или такой бумаги вообще не будет, будут расплывчатые выражения?

От Константинополя? От Византии вы хотите внятной и четкой формулировки, которая трактуется всеми однозначно и не допускает вариантов? История Византии много таких примеров содержит? Константинополь — это Византия сегодня. Мы в Москве видим попытки возродить Византию, но мы все-таки периферия, а это самая сердцевина византийского мира, и там нарочито даются такие формулы, которые трактуются по-разному. Вот сейчас, например, официальная позиция Константинополя, которая была выражена фактически вчера ясно, а до того намеками давалась в июне, в июле, — то, что Киев перешел под церковное управление Москвы в XVII веке в связи с присоединением Киева к Московскому государству, мы на это тогда закрыли глаза, но мы никогда с этим не соглашались. То есть фактически Константинополь сейчас дезавуирует последние сколько веков истории, с XVII века, четыре века истории. И это возможно, только если у тебя есть такой стиль, скажем, делового производства, при котором все формулировки недостаточно четкие. Я не думаю, что из Константинополя придет некая абсолютно ясная бумага — вот, мы признаем Украинской церковью независимой, автокефальной, вот эту структуру, а все остальные никто. Нынешняя позиция Москвы такова — есть УПЦ МП (Украинская церковь под московским, даже не управлением, а суверенитетом), вот она канонична, а все остальные нет. Видимо, будет дана какая-то такая формулировка, которая предложит — давайте соединяйтесь все в некую новую структуру, и она будет автокефальной. Вот как вы об этом договоритесь, что вы сделаете, — огромное поле для дипломатии.

Благодарю вас.

Фото: Пресс-служба Патриарха

Другие выпуски