«Открывает просторы для произвола»: эксперты о последствиях указа Путина, который ограничивает проведение митингов

10/05/2017 - 23:33 (по МСК) Мария Борзунова

Путин подписал указ о новом порядке проведения массовых акций, ограничения действуют на время проведения Кубка конфедераций в этом году с 1 июня по 12 июня и чемпионата мира по футболу в следующем с 25 мая по 25 июля. На 12 июня как раз выпадает анонсированная акция Алексея Навального в День России. О всех тонкостях нового порядка — в расследовании Марии Борзуновой.

Право собираться мирно и без оружия гарантировано 31 статьей Конституции. По Конституции, это право может быть ограничено только федеральным законом, и то в тех случаях, когда это необходимо для защиты конституционного строя и безопасности страны.

Подобный федеральный закон Путин подписал еще в 2013 году. В законе «О подготовке Кубка конфедераций и Чемпионата мира по футболу» написано, что президент имеет право ограничить проведение публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями.

По словам юриста международной правозащитной группы «Агора» Алексея Глухова, наличие этого закона всё равно не делает указ соответствующим Конституции, и вот почему: «В Конституции написано, что права и свободы, в том числе право собираться мирно, без оружия, ограничиваются только федеральным законом. Наш законодатель фактически передал президенту права, которые, в целом, не предусмотрены у президента Конституцией Российской Федерации. Получается так, что невозможно проверить законность действий президента.

Данный указ в любом случае не отвечает требованиям закона. Мы не давали президенту Российской Федерации полномочий, когда принимали Конституцию в 1993 году, и уж тем более не давали Государственной Думе возможность давать эти исключительные полномочия. Получается, что спортивное мероприятие, хоть и международное, приравнено к условиям военного времени».

С Глуховым согласен и член Совета по правам человека Илья Шаблинский. По его словам, в законе сами ограничения не прописаны, а упомянуто лишь то, что их может ввести президент: «Конституция говорит однозначно: могут быть установлены эти ограничения только федеральным законом. А тут ведь не сказано ни о каких конкретных ограничениях, а сказано, что их можно устанавливать указом президента».

«Это, на мой взгляд, не соответствует Конституции. Я считаю, что это опасно, это может открывать просторы для произвола», ― полагает Шаблинский. ― «В указе, в подзаконном акте можно очень много ограничений установить, которые будут достаточно резко расходиться с ограничениями, которые уже есть в законе о митингах и демонстрациях. Я не вижу никакого ни политического, ни экономического, ни связанного с обеспечением безопасности смысла в таких ограничениях».

Похожая ситуация была в 2014 году в Сочи во время проведения Олимпиады. Один из жителей города пожаловался в Конституционный суд на президентский указ, который обязывал согласовывать с властями города одиночные пикеты во время проведения соревнований.

В итоге Конституционный суд не стал рассматривать жалобу, так как срок действия указа президента истек. Юрист «Агоры» считает, что то же самое может повториться и сейчас. «Дело в том, что Конституционный суд принимает жалобы только в случае, если установлено фактически нарушение конкретного права. А по нашему законодательству подать уведомление о проведении публичного мероприятия возможно за 15 дней до даты его проведения, грубо говоря, это конец мая», ― поясняет Глухов. «И пока суды и прочее, соответственно, Конституционный суд не является оперативным инструментом рассмотрения.

Например, группы депутатов Государственной Думы уже сейчас будут вправе обратиться с целью проверки, не противоречит ли данный указ Конституции Российской Федерации и тому самому федеральному закону о митингах. Сомневаюсь я, что в нынешнем составе Государственной Думы найдется 90 депутатов, готовых подписать данный запрос».

Спортивные журналисты вспоминают турниры в других странах. Прошлый Чемпионат мира проходил в Бразилии в 2014 году. Журналист Сергей Новоселов считает, что Россия и Бразилия как раз схожи по уровню неподготовленности к чемпионату.

В Бразилии, по воспоминаниям Новоселова, протестовали чуть ли не каждый день. Даже сотрудники метро в какой-то момент отказывались выходить на работу, и болельщики не всегда могли добраться до стадиона. В Сан-Паулу каждый день проходили протестные акции по разным поводам, но при этом в этот же день на стадионе проходил матч.

Новоселов считает, что в России власти перестраховываются. «Я приехал в Киев, и там во время матча-открытия, во время всего турнира на Крещатике, на центральной улице стоял длинный палаточный городок в поддержку Юлии Тимошенко», ― вспоминает Сергей. ― «Его никто не убирал, не сносил, его никак не огораживали. Туристы приходили и фотографировались с людьми, которые бастовали. Там это было нормально. В Бразилии это тоже было нормально.

Но в России я, честно говоря, не могу себе такого представить, что на Красной площади разобьют палаточный лагерь и спокойно смогут сидеть и либо против кого-то бастовать, либо защищать какие-то интересы. Просто потому что в России, к сожалению (или для кого-то к счастью), такое невозможно. И плюс это огромная информационная площадка. Во время Чемпионата мира никто не даст о себе так заявить, как это было в других странах».

 

На превью: Нина Зотина / РИА Новости

Другие выпуски