Кровная месть по-кадыровски: почему правая рука главы Чечни угрожает блогеру

12/03/2019 - 21:07 (по МСК) Василий Полонский

Спикер чеченского заксобрания Магомед Даудов объявил живущему в Польше блогеру Тумсо Абдурахманову кровную месть. Об этом сообщил сам Абдурахманов. Якобы все произошло из-за того, что блогер назвал предателем первого президента Чечни Ахмата Кадырова. Даудов объявил кровную месть в прямом эфире своего инстаграма, еще девятого марта. Пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков сообщил, что ничего не знает о заявлении Даудова. Пункт об убийстве из соображений кровной мести был добавлен в 105 статью Уголовного кодекса еще 12 лет назад и считается отягощающим вину обстоятельством. Сам Абдурахманов считает угрозу вполне реальной. Подробности — у Василия Полонского.

Магомед Даудов, председатель парламента Чечни: Официально заявляю, Тумсо, я и мои братья, ты знаешь, кто мои братья, официально за те слова, которые ты сказал об Ахмате-Хаджи, объявляю тебе кровную месть. Не позволено говорить все, что хочешь. Польша недалеко, Дубай недалеко, ни одно место не далеко, все эти места доступны, будем требовать ответа. Я тебя буду искать. Понимаешь меня? Сердцем буду искать, если по-другому не получится. Глазами буду искать или языком буду искать.

Вот она Россия будущего, председатель парламента Чечни объявляет кровную месть блогеру Тумсо Абдурахманову. Обычно такое объявление означает обещание убить своего обидчика.

Причиной угроз стали слова, которые блогер сказал о первом президенте Чечни Ахмате Кадырове. В прямом эфире в инстаграм с журналистом Максимом Шевченко, Тумсо  сравнил Кадырова-старшего с боевиком Шамилем Басаевым и назвал предателем чеченского народа.

Блогер Тумсо Абдурахманов стал известен после того как бежал из Чечни в Грузию в 2015 году. Дома у чеченца был свой бизнес, но все в его жизни изменилось, после того как на дороге его остановил кортеж мэра Грозного Ислама Кадырова.

Тумсо Абдурахманов: Он меня спросил, а не знаю ли я то, что в республике нельзя носить бороду? Я сказал, что нет. Он сказал, что он очень много таких как я людей привозил, похищал, убивал. Он сказал, что я не салафит, а ваххабит. Что я своей кровью противлюсь действующей власти и режиму.

Ислам Кадыров уже давно не мэр и работает в селе чуть ли не участковым. Тумсо же переезжает по Европе в поисках политического убежища. Именно в дороге он стал блогером. Его формат – разговор с чеченскими чиновниками и критика Кадырова и его подчиненных. Абдурахманов не боится угроз, но обещает, что теперь будет серьезней относиться к своей безопасности.

В Чечне заявление о кровной мести никого не удивили, а Джамбулат Умаров, министр национальности республики, даже отказался комментировать слова Даудова: «Нет, к сожалению, комментировать заявление спикера я не уполномочен. Думаю, он сам это сделает вполне доходчиво».

В Чечне кстати давно уже идет борьба с кровной местью. Рамзан Кадров еще в 2010 году создал комиссию по примирению. В течение последних девяти лет на чеченском телеканале появлялись сюжеты о примирении тейпов – это чеченский вариант клана. Комиссия с задачей, в общем, справилась — в Чечне давно не слышно об убийствах из-за мести. Но сам Кадыров говорит о ней постоянно. Он обещает отомстить украинским артистам и депутатам, сирийским боевикам и просит своих друзей расквитаться  за него, если его убьют. Правда, по исламу кровная месть не поощряется. Востоковед Алексей Малашенко уверен, что в двадцать первом веке говорить об этом просто неуместно.

Алексей Малашенко, востоковед, политолог: Во всяком случае, как минимум, ислам этого не поощряет и не одобряет, об этом говорят богословы. Это не придумано, так говорят улемы.  Это противоречит исламским канонам. Он, конечно, противостоит кровной мести, ислам. А еще, я бы еще сказал, противостоит развитие. XXI век все-таки. И сейчас говорить о кровной мести, ну, неуместно.

Фото: Елена Афонина/ТАСС

Также по теме
    Другие выпуски