Коронавирус в России: людей отказываются госпитализировать, палаты переполнены, некоторых кладут на полу

09/11/2020 - 21:27 (по МСК) Валерия Ратникова

Ситуация с коронавирусом в России заметно ухудшается. 9 ноября — новый рекорд —  почти 22 тысячи новых зараженных за сутки. Больше всего заболевших в Москве — 6897 новых случаев, в Петербурге — 1403 и в Московской области — 660. Однако в целом ряде российских регионов все значительно серьезнее: в больницах заканчиваются койки. Подробности —в материале Валерии Ратниковой.

В столице Хакасии Абакане фельдшер привезла пациентку в приемный покой и криком пытается добиться госпитализации. 90-летнюю пенсионерку с подозрением на коронавирус отказываются принимать в больницу — не хватает мест. Видео с инцидентом опубликовал местный журналист Михаил Афанасьев.

Михаил Афанасьев, главный редактор интернет-издания «Новый фокус»: Мой источник, он входит в бригаду по борьбе с коронавирусом, и он говорит, что «у нас в отделении, которое занимается обслуживанием пациентов, которые уже болеют и которые дома проходят лечение, в этом отделении три врача». Представьте три врача! А больных 1600. Все кого домой определили, они лечатся дома, им прописано уже лечение, таких 1600 человек, а врачей, их обслуживающих трое. Он говорит, что за день они могут объехать только 60.  

Афанасьев рассказывает — последние 2 недели ему постоянно пишут врачи, жалуются, что лечить пациентов буквально некому. Даже по официальной статистике ясно — такого коллапса весной не было. С начала октября резкий рост заболевших — до 164 в сутки, к нему медицина оказалась не готова. Врачи не молчат — одно за другим публикуют видео, показывают, например, как стоят в очереди, чтобы сдать в больницу пациентов с подозрением на ковид. 

9 ноября выяснилось, что оказывается даже шесть часов ожидания скорой помощи — нормально, по крайней мере по версии местного министра здравоохранения.

Глава Минздрава Хакасии Виктор Шевченко: Я не берусь судить и давать моральную какую-то оценку сказанному. Сегодня мы работаем в условиях форс-мажора. Сегодня надо радоваться тому, что нам удалось один из корпусов Ремишевской развернуть под оказание ковида,. И какие-то устраивать дискуссии, с каких-то разовых нестыковок, которые возникают, наверное, неправильно. 

Так он прокомментировал видеообращение медиков, которое появилось в выходные — они, как и многие другие их коллеги, жалуются на нехватку скорых, лекарств, мест в больнице.

Медики Хакасии: Уважаемый Владимир Владимирович, Сергей Кужугетович, обратите внимание на нашу республику. У нас ситуация сложная: мест не хватает, мы пациентов возим просто по стационарам ради отписки. Минздрав и правительство, все кричат в один голос, что у нас все хорошо с медициной, лекарства у нас есть. В аптеках нет ни лекарств, ни антибиотиков, а то что есть — накрутка цены в пять-шесть раз. Мы в очередях стоим бывало по шест-десять часов с больными, естественно, а некоторые просто тяжелые. За шесть часов кончается кислород в машинах. 

В итоге в регион отправили на помощь медиков из Москвы. А внучка 90-летней пенсионерки рассказала «Открытым медиа», что бабушку все-таки положили в больницу — правда, в коридор. Это уже типичная ситуация не только для Хакасии. Вот, например, фотографии от 3 ноября из моногоспиталя в Вологде. Пациенты лежат в коридоре, кто-то даже на полу. Снимки опубликовал местный житель Владимир Костерин, у которого сестра вместе с мужем заболела коронавирусом и попала в больницу. Региональные власти сначала назвали фотографии недостоверными, а потом сказали — так пациенты на самом деле протестуют, мол, им не нравится, что положили в палату, сделанную из процедурной. Не устраивает плитка на стенах. 

Антон Кольцов, председатель правительства Вологодской области: Мы были в палате, которую переделана из процедурного кабинета, и там тоже, поверье мне, абсолютно нормальные условия. Да у кого-то возникло также нежелание находиться в палате, которая переделана из процедурного кабинета, но повторяюсь, что мы должны понимать, и я хотел, пользуясь случаем, обратиться к вологжанам. Уважаемые вологжане, уважаемые друзья, мы на сегодняшний день работаем в условиях колоссальной нагрузки на здравоохранение.

Когда пациентов все же разместили по палатам, выяснилось, что там где должно быть четыре человека, лежат по шестеро. Видео вновь сняла сестра Владимира Костерина Марина.

Марина Костерина: Стационар, Советская, 63, город Вологда. Палаты переполнены, кислорода не хватает.

Владимир Костерин: Вот у меня сестра, она уже поправлялась, но уже там заразилась бактериальной пневмонией. Утром она сама просилась домой, чтобы бы больше ничем не заразиться, и собственно, ей вроде как лучше стало. Ей сказали, что курс лечения на три дня рассчитан, но после публикации, вдруг уже в восемь вечера пришли к ней в палату и сказали, что по распоряжению главврача, вас срочно выписать. И в течение десяти минут ее просто вытолкали. 

В Вологодской области за последнее время тоже резкий рост заболевших. На посты Костерина откликнулись многие вологжане, рассказали, как их близкие не получили помощь в больнице. У Надежды Крашенининой в моногоспитале умер 66-летний отец. Больше трех дней он не мог получить помощь — хотя уже лежал в больнице, потом попал в реанимацию. 9 ноября отца Надежда похоронила.

Надежда Крашенинина: Его положили в бытовку, переоборудованную под палату. Он звонит нам, говорит, что ко мне никто не приходит. Единственное, медсестра подбежала, за день три таблетки дала и все. Обед ему не принесли в больнице, забыли. То же самое было на второй день, к нему никто не подошел, помощь не оказал, соответственно, болезнь взяла свое, начала развиваться. Лечащий врач был не назначен. Я ему пятого числа звонила на мобильный телефон, говорила: «Пап, держись, мы едем». Она [заместитель главврача]  мне начала рассказывать, какие у него прекрасные анализы и то, что у него на фоне COVID просто поехала крыша. Эта же Осипова позвонила в 11 утра и сказала, что папа умер. Нам предложили в морге забрать тело без документов, потому что складывать тела уже некуда, мешки прямо в коридоре.

Такие истории повторяются из региона в регион. Вот Новосибирск — издание «Тайга.инфо» публикует фотографии пациентов, которые лежат в больнице на лестничной клетке — уже даже не в коридоре. А вот рассказ жителя Екатеринбурга о том, как он ждал в очереди на КТ больше пяти часов, а его соседка — больше десяти. Ковид приходит в те регионы, где весной местные власти думали о нем разве что из-за всеобщего режима нерабочих дней, заболеваемость выше весенних пиков в десятки раз. Об этом говорится и в новом докладе фонда «Петербургская политика».

Михаил Виноградов, политолог, руководитель фонда «Петербургская политика»: Существует двойственность в отношении статистики по коронавирусу. С одной стороны, информация о том, что в части территорий проблема с доступами к тестам, и есть регионы, по которым изо дня в день одна и та же цифра о заболеваемости: ну, в один-два. плюс-минус один-два человека, что тоже вызывает некоторые вопросы. С другой стороны, есть регионы, которые из общего ряда выбиваются. Если говорить о рекордсмене — республике Алтай, где в сравнении с прошлым пиком в мае, суточная заболеваемость в октябре выросла, примерно, в сорок раз. 

При этом адекватно оценивать масштаб катастрофы на местах сложно, пока нет хотя бы регулярных отчетов о количестве тяжелых больных, свободных коек в каждом из регионов. Куда в следующий раз потребуется отправить московских специалистов и хватит ли их на всех — предсказать невозможно.

Фото на превью: скриншот видео / Владимир Костерин / Facebook

Также по теме
    Другие выпуски