«Карта в рукаве»: Екатерина Шульман объяснила, как Путин может использовать предложение Госдумы признать ДНР и ЛНР

16/02/2022 - 21:48 (по МСК) Анна Монгайт

Госдума обратилась напрямую к Владимиру Путину с просьбой признать Донецкую и Луганскую народные республики. Станет ли признание ДНР и ЛНР новым ключом к развитию российско-украинского конфликта и к возможному изменению драматургии, обсудили с политологом Екатериной Шульман.

В 2008 году Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Тексты двух обращений Госдумы к президенту России — от 2008 года и 2022-го, в котором речь идет о признании ДНР и ЛНР, — сравнила политолог Екатерина Шульман. «В начале говорится о том, как плохо поступают с населением соответствующих республик, употребляется слово „геноцид“. Далее говорится, что они давно уже хотят независимости (в случае с Абхазией, что в 1992 году они провели референдум, в случае с ДНР и ЛНР — в 2014-м), что там сформированы легитимные органы власти, на этом основании надо признать республики и наладить с ними межгосударственные отношения».

Отличия заключаются том, что сейчас не было обращения от ДНР и ЛНР, как и заявлений со стороны Совета Федерации. Если в 2008 году обращение было инициировано профильным комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками, то в обращении по поводу ДНР и ЛНР фигурируют два обращения — от ЛДПР и от двух представителей «Единой России». «Обращение направлено президенту Путину, который ответил, что мы все же постараемся выполнить Минские соглашения, то есть ситуация 2008 года повторяется в более комическом и необязательном ключе», — комментирует политолог. Однако эта ситуация может быть переиграна, если непризнанные республики обратятся к России с просьбой о защите. «Это карта в рукаве, которая может быть извлечена оттуда в любой нужный момент», — говорит Шульман, и добавляет, что с такой «картой» можно будет оказывать давление на Украину.

С одной стороны, приняв это постановление в такой обязующей форме, Госдума как бы принуждает президента отвечать. «Своим ответом президент выглядит человеком более рассудительным и осмотрительным, но также и меньшим патриотом, чем депутаты», — говорит политолог. При этом Шульман отмечает, что в российском обществе страх новой мировой войны, по данным социологов, находится в первой пятерке страхов уже 2-3 года, поэтому и «признаков милитаристской мобилизации и пресловутого единения вокруг флага» нет. Хотя в январе этого года, согласно опросам Левада-центра*, уровень доверия к президенту вырос на 4% по сравнению с декабрем, все же респонденты максимально озабочены ростом цен — это волнует россиян больше, чем война, а также государственное насилие и произвол (этот страх стал чрезвычайно распространенным с 2020 года). Мнение о том, что нашу страну провоцирует на войну Запад, можно признать позицией большинства россиян, говорит Шульман со ссылкой на данные соцопроса.

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Минюст внес «Аналитический Центр Юрия Левады» в реестр НКО-«иноагентов»

Также по теме
    Другие выпуски