Мир, который мы не узнаем: роботы повсюду и 30 миллионов безработных уже через 15 лет

Основатель ABBYY Давид Ян о том, как развитие искусственного интеллекта изменит нашу жизнь
13/12/2016 - 01:59 (по МСК) Анна Монгайт

Компания Amazon открыла в Сиэтле первый магазин без касс. Компания Walmart — крупнейшая ритейл-сеть США — уже начала анализировать так называемую Big Data — огромный объем данных о собственных покупателях, которых почти 250 миллионов по всему миру. Те же «большие данные» помогли выиграть Дональду Трампу. Эпоха чипизации населения, о которой когда‑то предупреждал экс‑глава РЖД Владимир Якунин и призывал с ней бороться, все ближе.

Мы поговорили с основателем компании ABBYY Давидом Яном о том, как изменится мир в ближайшие 10-15 лет, и как бизнес готовится к этому будущему.

Скажите, пожалуйста, насколько вообще востребованы технологии, которые мы привели в пример, которые используют Amazon и Walmart? Или это все такие технологические причуды?

Нет-нет, это не технологические причуды. Это тенденции рынка, это то, что сейчас происходит. Мы вообще являемся свидетелями большой технологической революции, на смену старым технологиям приходят технологии искусственного интеллекта. И они сейчас меняют жизнь не только в ритейле, но и во всех остальных областях нашей жизни.

Но вот если говорить все-таки о ритейле, вот он повсеместно начинает анализировать большие данные, экспериментировать с сенсорными витринами. Это как-то влияет, например, на трудоустройство людей, на реакцию потребителей, или это происходит незаметно и постепенно просто захватывает рынок?

Вы знаете, конечно, будет меняться, и трудоустройство людей это тоже затронет. Около 30 миллионов человек, в США в частности, потеряют работу в ближайшие 10-15 лет.

А кто это? Тридцать миллионов продавцов?

Не только продавцов, в том числе и грузчиков коснется, и часть финансовых работников, даже часть медицинских работников. Но это не значит, что не появится новых рабочих мест. На самом деле, появление искусственного интеллекта во всех областях нашей жизни приводит к появлению совершенно новых профессий.

Например?

Появятся профессии виртуального дизайнера интерьера и профессии учителей для роботов. Это действительно будет большая, очень востребованная профессия, люди, которые будут тренировать машины.

Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, как скоро вот это вот будущее, которое вы описываете, все равно оно по-прежнему кажется несколько фантастическим, не столько виртуальный дизайн интерьера, сколько учителя для роботов, эти учителя, они уже появились на рынке, или все-таки речь идет о будущем около десяти лет, двадцати лет?

Конечно, я не говорю о будущем, которое произойдет, наступит буквально через год или два, но считается, что к 2030 году производительность настольного компьютера превысит производительность человеческого мозга. И в этот момент произойдет то, что называется точкой сингулярности, когда скорость развития компьютерных технологий резко поменяет скорость. Компьютеры начнут себя обучать быстрее, создавать себя быстрее, чем это делали раньше ученые. В данный момент производительность настольного компьютера примерно соответствует производительности где-то между комаром и мышью. Но скорость развития технологий такова, что к 2030-2035 году произойдет вот эта точка сингулярности.

Я хотела бы вернуться к примеру, связанному с магазином Amazon. Нам рассказывается такая идеальная история, магазин, который не требует никакого участия служб сервиса, нет ни продавцов, нет охраны. Но на самом-то деле, это же невозможно, обойтись без живого охранника или постоянно присутствующего в зале помощника, обслуживающего вот эти вот механизмы, потому что кто-то будет неправильно проходить эти чипирующие устройства, кто-то все равно будет пытаться что-то украсть, и охранник все равно понадобится. Нельзя ли предположить, что это на самом деле некий искусственный мир, а в жизни без человека ну никуда, и в том числе без человека в магазине.

Ну, в данный момент, пока это все тестируется, разумеется, там есть охранники. Точно так же, как в данный момент в Питтсбурге беспилотный автомобиль Uber ездят все-таки с пилотами, которые просто не держат руки на руле. Ну вот представьте, GetTaxi или Uber, или Яндекс-такси, вы же можете, ну, не вы и не я, но кто-нибудь может теоретически выйти из машины и не заплатить? Вы что думаете, водитель побежит за вами, начнет ловить и отнимать деньги? Нет.

Вы просто не пробовали, наверняка, никогда выходить из Uber, не заплатив. Наверняка побежит.

Нет-нет. Дело в том, что деньги списываются с карты, если даже у вас что-то произошло с картой, на самом деле просто-напросто эти деньги спишутся позже. Но в целом, еще один большой технологический сдвиг, который произошел в последнее время — появление так называемых цифровых маркетплейсов, когда рынок, оказывающий услуги и потребляющий услуги, объединяется электронной системой. Эта штука начинает себя регулировать самостоятельно, рейтингуются не только производители услуг, но и потребители услуг. Вот представьте, Airbnb, например. Когда раньше мы могли представить, что люди пустят незнакомых им людей в самое святая святых — в свою спальню? Но сейчас это происходит, вы снимаете через Airbnb комнату или квартиру, приезжаете, все накрыто, все постелено. Вы уезжаете, вы же можете забрать оттуда какие-то вещи, казалось бы? Но этого в целом не происходит. И это потому, что, во-первых, ответственность людей меняется. Во-вторых, саморейтингование маркетплейсов автоматически избавляется от недобросовестных производителей услуг или потребителей.

Скажите, как вы думаете, вот эти рейтинги, условно говоря, мой рейтинг в Uber и мой рейтинг в Airbnb, они будут синтетичны? Они будут известны и управлению Uber и управлению Airbnb? То есть все будут видеть, сколько у меня звезд, соответственно, человек будет более ответственным, я правильно понимаю?

Конкретно Uber и Airbnb вряд ли обмениваются этой информацией, у них достаточно своих больших данных. Но в принципе вы правы, существует кредитный рейтинг каждого человека, и к нему можно получить доступ. Я не знаю конкретно, получает ли доступ Airbnb к этой информации, но, в общем-то, известно, человек в целом благонадежный или нет.

То есть просто наш личный рейтинг будет более глобален, чем рейтинг кредитный. Скажите, пожалуйста, какие компании на современном мировом рынке считаются самыми прогрессивными с этой точки зрения? Кто больше всего внедряет вот эти вот новые технологии, связанные вот с этим интеллектуальным будущим? Если, наверное, опустить компанию Google.

Вы знаете, что касается новичков на рынке, больших новичков, вот этих вот юникорнов, единорогов, это Uber, самый дорогой стартап человечества, 80 миллиардов долларов, или сколько он стоит сейчас, это Airbnb, это новички, которые появились из ниоткуда. А старички, те, которые существовали из реальной экономики, если они не поменяются, то они уйдут с рынка рано или поздно. Это, в общем-то, понимают сегодня большинство игроков, и они действительно меняются. В частности, Старбакс. Компания на самом деле сейчас капитализируется уже как интернет-компания, хотя она занимается реальным бизнесом. Ее цена не соответствует количеству магазинов. Почему? Потому что она превратила свой бизнес в целом, превращает в электронный бизнес, можно заказывать кофе и расплачиваться, примерно как в Uber, не подходя к кассиру. То же самое происходит, немножко по-другому, с Nike. Nike сейчас это уже не производитель кроссовок или спортивной одежды. Nike — это компания, которая превращается в социальную сеть. Это очень серьезные изменения на рынке, сейчас бизнесы выживут только те, которые научатся, что называется, customer ownership, научатся овладеть своим конечным пользователем, узнать о нем те большие данные и вовлечь его в процесс взаимодействия совершенно на новом уровне.

Вы наверняка видели сериал Westworld, который только что вышел?

Нет, не видел.

Жалко вы не видели, там как раз описывается то самое будущее, о котором вы сейчас говорите. И последний вопрос, как обстоят дела в России? Вот у нас перед глазами, например, сеть «Пятерочка» или «Магнит», что-то не видно, чтобы они пытались использовать те самые новые технологии, которые повсеместно внедряются в Америке. Это наша просто историческая отсталость, или в России это не нужно?

Я бы не сказал, что Россия сильно отстает, надо сказать, в этой области. Вот возьмите, к примеру, «Кофе Хауз». Это компания, которая на самом деле производит у нас на глаза революцию в своем взаимодействии с потребителями, она использует специальную систему Plazius, которая опять же вовлекает людей во взаимодействие с ритейлером. И другие, там сотни компаний, которые используют для этой цели Plazius, они превращают свой бизнес в такой небольшой Uber. То же самое касается достаточно большого количества ритейлеров, которые, понимая тектонические сдвиги, которые происходят сейчас на рынке, реагируют достаточно оперативно.

Вы говорите, что та самая революция случится в районе 2025 года. А что нас ждет, как вы считаете, в 2017 году? Будут ли какие-то очевидные рывки, которые мы сможем почувствовать на своей шкуре уже буквально через несколько месяцев?

В 2017 году? Вы знаете, наверное, еще ближе станут те самые беспилотные автомобили. Правда, вот здесь я почти уверен, это пока не в России. В США я живу в Кремниевой долине, и я уже вижу достаточно регулярно машины, которые самоуправляются. Будет очень большая очередная сдвижка, связанная с дронами, самоуправляемыми летающими аппаратами, которые будут уже заниматься различными частями, закрывать различные сценарии, в частности охрана участков, охрана, безопасность, доставка, экстренная доставка медицинских препаратов — большая сейчас тема. В общем, на самом-то деле прямо действительно на глазах кое-что происходит. Ну и еще интересная штука, тоже касающаяся Amazon, — Amazon обещал в 2017 году распространить чуть ли не 100 миллионов своих ассистентов Alexa, это такая коробочка, внутри микрофоны и связь с интернетом, она позволяет общаться, тоже через искусственный интеллект, с системой Amazon, и называется она Alexa. Ты говоришь ей: « Alexa», и заказываешь что-нибудь, что ты хочешь: пиццу или пару носков, или спрашиваешь, какая погода на улице, просишь включить Netflix… Пардон, не Netflix, Netflix это их конкурент, не знаю, что там, ну у Amazon есть своя видеосистема доставки контента. В общем, это штука, которая войдет не просто в каждый дом, рано или поздно, в США, но и в каждую комнату. Их цель — чтобы этот микрофон стоял в каждой комнате каждого дома в США.

Потрясающе, то есть скоро уже просто не с кем будет поговорить, кроме Siri и Alexa.

Фото: Albert Gea / Reuters

Также по теме
    Другие выпуски