«Сравнимо с конституционным переворотом». Доктор юридических наук Елена Лукьянова о рабочей группе по поправкам в Конституцию

16/01/2020 - 21:57 (по МСК) Татьяна Малкина

Конституционная реформа была объявлена лишь 15 января, но уже стремительно начались мероприятия по ее реализации. 16 января в Кремле объявили состав рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию. Спустя несколько часов эта группа уже собралась на свое первое заседание в президентской резиденции в Ново‑Огарево. Подробности этого заседания пока не очень известны. Опубликованы лишь несколько заявлений Владимира Путина оттуда. «Россия должна остаться президентской республикой, но значение и ответственность парламента повысятся», — сказал Путин. При этом много вопросов вызвал сам состав рабочей группы: среди 75 членов — всего 11 юристов. Туда вошли многие узнаваемые, но не замеченные в конституционных штудиях люди: например, пианист Денис Мацуев, атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда, писатель Захар Прилепин, гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Мы поговорили с доктором юридических наук, профессором Высшей школы экономики Еленой Лукьяновой о том, сможет ли такая группа успешно работать над поправками в текст основного закона. 

У нас, как известно, не очень длинная конституционная история по сравнению с Европой. В начале XX века только в двух европейских странах, в Турции и в России, не было конституций. Поэтому мы говорим, в общем, о нашей конституционной истории как в основном о советской. У нас постсоветская-то конституция настоящая только ныне действующая.

Так вот, даже советские конституции, в которых очень любили всякое народное представительство и кухарок, которые управляют государством, ни одна конституционная комиссия себе такого состава, который был вчера предложен президентом, не допускала. Всегда это мог состав, но это были ВИПы, это были очень уважаемые люди, допустим, депутаты Верховного совета, которые могли быть не юристами. Но в центре этих групп всегда стоял мощнейший юридический костяк выдающихся специалистов, в том числе в области конституционного административного права.

Сейчас мы этого не видим. Повторяю, ни одного из авторов и разработчиков действующей Конституции среди этого списка нет. Нет ни одного из судей Конституционного суда, они тоже участвовали в разработке Конституции. То есть тех людей, которые занимаются именно конституционной материей. Конечно, нет Михаила Александровича Краснова, конечно, нет Ольги Сидорович. Это люди, это современные ученые высокого европейского уровня. Нет многих других молодых, которые в том числе сегодня великолепно ведут дела в Конституционном суде: Григорий Вайпан, Ольга Кряжкова, Александра Троицкая. То есть те люди, которые реально понимают в Конституции и конституционализме. Очень жаль.

Я абсолютно уверена, что ни атаман казачьих войск, ни представитель молодежных… А, забыла сказать, еще там есть председатель Общественной палаты России. Она неплохой юрист, но опять же не конституциональный. Пожалуй, такой расклад, такой позорной конституционной комиссии, а иначе как позорной… И, в общем, цирк, который, как все заранее понимают, сформирован для того, чтобы любое желание власти утвердить, затвердить и попытаться легитимизировать ― у нас такого не было никогда. Поверят ли этой комиссии? Нет, не поверят. Никто не поверит.

Если исходить из тех семнадцати минут, в течение которых Путин говорил о Конституции, есть не просто повод для тревоги, если повод для ужаса. То, что он сказал, лично я абсолютно убеждена, что это сравнимо с конституционным переворотом, потому что подрываются конституционные основы действующей Конституции и, соответственно, государства. Я их суммировала, и у меня получилось, что угроз минимум пять. Это угроза федерализму, это угроза парламентаризму, это угроза независимости судебной власти, это угроза правам и свободам человека, дискриминация и это угроза местному самоуправлению.

И, естественно, угрозой, вот такой имитацией демократии будет являться вот это самое так называемое голосование, которое на самом деле не имеет никакой юридической силы по действующему закону о порядке внесения изменений в Конституцию, никакой. Оно не может иметь юридических последствий, такой процедуры не существует. Президент не имеет права инициировать референдум. Более того, в законе, федеральном законе о порядке внесения поправок в Конституцию и в девятой главе Конституции такой процедуры для поправок в Конституцию не существует.

Фото: Facebook / Anton Litvin

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски