ФСБ крышует банки. Как устроена финансовая система России

Обсуждаем с Максимом Осадчим расследование «Проекта» и The Bell
31/07/2019 - 21:51 (по МСК) Павел Лобков

Издания «Проект» и The Bell выяснили, что начальник банковского отдела Управления «К» ФСБ Кирилл Черкалин и его коллеги, задержанные с 12 миллиардами рублей наличных, — лишь часть масштабной схемы крышевания российских банков. Об этом рассказывают банкиры, пострадавшие от их действий. «Проект» и The Bell подробно описали схему крышевания силовиками банковской сферы: офицеры банковского управления ФСБ получали от банков или проценты за обналичивание денежных средств, или фиксированные суммы. Для этого в руководство банков вводились бывшие офицеры ФСБ или КГБ в отставке, которых называли «подкрышниками». За перевозку наличных отвечали сотрудники спецподразделений ФСБ «Альфа» и «Вымпел». Задействованы в схеме были и менеджеры «Агентства по страхованию вкладов». Мы обсудили результаты расследования с финансовым аналитиком, членом совета директоров Банка БКФ Максимом Осадчим.

Максим, если это так, то в России нет банковской системы. Правильный я делаю вывод или нет?

Конечно, нет. Система есть, просто эта система как бы вписана в коррумпированную систему российской экономики.

А вы сами сталкивались с подобными предложениями со стороны спецслужб?

Боюсь, вы как-то неправильно представляете себе работу аналитика. Аналитики деньгами не торгуют, как правило, у них немножко другая специфика.

О таких случаях вы знаете, слышали? Ведь банковская среда достаточно компактная.

Нет, то, что без крыш криминальной деятельностью заниматься в промышленных масштабах невозможно, общеизвестно. Произошел радикальный переход, то есть если в девяностые годы крыши в значительной степени были криминальными, а уже в двухтысячных и десятых годах произошел естественный переход, трансформация от криминальных крыш к крышам в лице органов.

Вспомним, например, суперкриминальный банк, Мособлбанк при Мальчевском. Сейчас он санируется. Там в наблюдательном совете благополучно присутствовал экс-генерал-майор ФСБ Николай Костров, например. Результаты вот этого крышевания тоже прекрасно известны, 76 миллиардов рублей забалансовых вкладов, то есть совершенно колоссальных масштабах криминал прикрывался подобным образом.

Другие выпуски