«Не похоже, что Минфин будет тратить деньги». Сергей Алексашенко — о третьем пакете помощи бизнесу

27/04/2020 - 21:19 (по МСК) Владимир Роменский

Премьер‑министр Михаил Мишустин поручил ведомствам до 30 апреля подготовить предложения по постепенной отмене ограничений для бизнеса. Поручения даны Минтруду, Министерству экономики, Минздраву и Роспотребнадзору. Также премьер отметил, что правительство сейчас готовит третий пакет государственной помощи экономике и представит его до конца этой недели. А пока 27 апреля вступил в силу второй пакет мер поддержки граждан и экономики, на реализацию которого уже направлены, по словам премьера, сотни миллиардов рублей. Обсудили антикризисные меры от правительства с экономистом Сергеем Алексашенко. 

Третий пакет мер, который будет направлен на восстановление нормального ритма работы экономики, что это может быть? 

Судя по тому, что нам дают средства массовой информации, в первую очередь информация о встречах Владимира Путина, это будет масштабная поддержка промышленности, промышленных предприятий: выдача кредитов, выдача гарантий, выдача бюджетных субсидий, размещение госзаказов. Мне кажется, по крайней мере, если верить тому, что приходит в информационное пространство, речи о том, чтобы помогать населению, делать какие-то выплаты, речи сейчас не идет. Мне кажется, Путин вспоминает кризис 2008 года и пытается реализовать те же самые меры, которые реализовывались 11 лет назад. Собственно говоря, при этом опять, похоже, что Минфин не собирается тратить деньги, потому что очень часто звучат слова бюджетные гарантии, гарантии Внешэкономбанка, ВЭБа, и так далее. Я думаю, с одной стороны, цифры могут быть большими, и 300, и 500 миллиардов, и триллион рублей, но в основном это будут такие гарантийные суммы, то есть Минфин будет гарантировать кредиты, которые выдаются банками. 

Мы много в эфире беседуем и с рестораторами, и с теми, кто работает в салонах красоты, в каких-то других подобных учреждениях, и они говорят о том, что та помощь, которую обещали власти, до них практически не дойдет или не сможет их спасти. Первый пакет, предусматривающий помощь социально незащищенным гражданам, а также малым, средним и микропредприятиям, уже можно делать какие-то выводы, или вот эти рестораторы просто перезакладывают и нагнетают панику? 

Мне кажется, выводы делать можно, и опять выводы достаточно четко звучат в выступлениях и членов правительства, и банкиров, которые близки правительству, государственных банкиров, что все оказалось забюрократизированно, что набор требований, которые предъявляются к малому и среднему бизнесу, к гражданам, он какой-то запредельно высокий, далеко не всегда его можно выполнить, то есть принести справку, дайте мне справку, что вам нужна справка, что нам нужна справка, докажите, что ваш оборот упал, и так далее. И судя по масштабам использования вот того пакета помощи, который был направлен на поддержку малого бизнеса, это все идет крайне-крайне медленно и пользуются им, наверное, десятки, в лучшем случае, сотни предприятий, а явно не тысячи предприятий и не миллионы тружеников, занятых в малом и среднем бизнесе. 

Какие возможные сценарии выхода из карантина, это в любом случае будет болезненно для бизнеса или нет? И по кому сильнее ударит, пострадает сильнее Москва или регионы? Опять же, те рестораторы, которые уже ознакомились с планом Роспотребнадзора, говорят, что им на вот этих промежуточных условиях проще даже не открываться, потому что и персонал, и люди в ресторанах должны быть в масках, за столом не более двух человек, расстояние друг от друга не менее полутора метров. Говорят, зачем нам тогда вообще открываться, если вот так все будет половинчато? 

Вы знаете, к сожалению, это правда, суровая правда жизни, и она является таковой практически во всех странах, которые выходят из карантинов. Никто не пытается даже пойти по пути такого мгновенного открытия всей экономики, что сразу все-все можно, всем можно, и рестораны на полную катушку, и концертные залы на полную катушку, и производственные предприятия на полную катушку. Все власти боятся новой вспышки эпидемии, потому что нужно хорошо понимать — то, что сейчас удалось или удается каким-то странам, в Москве, возможно, ситуация уже близка к этому, взять эпидемию под контроль, не означает, что вирус побежден, и что эпидемия не возобновится. Ведь достаточно, что называется, нам всем высыпать на улицу и начать жить так, как мы жили три месяца назад или полгода назад, и нет никаких сомнений, что эпидемия вспыхнет с новой силой. Хорошим примером этому, или плохим примером, наглядным примером, правильнее сказать, является Сингапур, такой город-государство, который в принципе достаточно быстро подавил эпидемию, после чего пустили иностранных рабочих, разрешили им выходить в город, собственно, строителям, в первую очередь, и мгновенно количество заболеваний выросло до каких-то сотен, почти до тысячи человек в день, что для этого города безумно высоко. Поэтому, очевидно, что рестораны, я все понимаю, проблемы малого и среднего бизнеса, но нужно быть готовым к тому, что… Вот российское правительство, оно только крупному бизнесу разрешает работать на полную катушку, вот нефтяные компании могут работать, добывать нефть в пределах объемов, все оборонные предприятия могут работать в пределах своего госзаказа, и им будут выдавать помощь. А малый бизнес будет страдать, потому что это тот бизнес, который непосредственно связан с населением, вот текучка, где общение людей максимальное, и здесь, конечно, будут всякие меры сдерживания и постепенно-постепенно, сначала пять столиков, потом десять столиков, потом двадцать, потом, не знаю, пятьдесят. И вообще надо рассчитывать на то, что вот такой плотной, что называется, усадки, посадки посетителей в ресторанах, какая была в Москве, ее еще долго не будет, а может быть, не будет до тех пор, пока не появится вакцина. И сейчас вот ваш вопрос очень важный, кто потеряет сильнее, кому тяжелее достанется. Ну, тяжелее всего, конечно, будет в крупных городах, и чем крупнее город, чем больше развита сфера услуг, чем больше ресторанов, кинозалов, фитнес-центров, косметических салонов, тем больше будет ограничений, и соответственно, тем тяжелее будет малому бизнесу в них работать. И это неизбежно. Понятно, что такого количества ресторанов на душу населения, на квадратный километр, как в Москве в пределах Садового кольца, наверное, нет во всей России, не то что наверное, точно нет, поэтому очевидно, что здесь ограничения будут чувствоваться наиболее жестко. 

Кстати, сами рестораторы говорят, что каждое третье заведение может закрыться, звучат и более пессимистичные прогнозы. Но я хотел бы, Сергей, спросить вас, многие сегодня гадают на кофейной гуще, пресс-секретарь президента говорит, что к лету уже забудем, как страшный сон. Ваш прогноз каков, когда люди смогут, может быть, и не толпами, но все-таки гулять в парках? Когда будут открыты, может быть, и не на полную посадку, но рестораны? Когда мы сможем сходить в кино или в музей? 

Смотрите, когда Дмитрий Песков сказал, что к лету мы все забудем, как страшный сон, то в следующем своем ответе на вопрос, уже в другой аудитории, он сказал, что гадать о прохождении пика эпидемии это все равно что гадать на кофейной гуще или тыкать пальцем в небо. Поэтому, что является правдой из его двух высказываний смежных, это еще надо обсудить. Судя по тому, что происходит в других странах, судя по тому, что происходит в крупных городах, вот мне кажется, что даже осенью еще не будет вот такой свободы, что называется гражданской жизни, чтобы парки, кинотеатры, рестораны, бары, боулинги, фитнесы и так далее, как было прошлой осенью. Все-таки нужно понимать, что победа над вирусом — это появление вакцины, и собственно говоря, возможность получить ее подавляющему числу людей, или по крайней мере всем, кто хочет. А это уже все-таки даже не 2020, а скорее всего, 2021 год, и то уже, наверное, вторая половина. Поэтому к такой абсолютно нормальной жизни, о которой мы все мечтаем и все хотим, но нужно понимать, что это еще долгий путь. 

Спасибо большое. 

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски