Поможет ли «Золотой лев» российским стартаперам

25/06/2012 - 12:16 (по МСК) Павел Лобков
Редактор делового портала Slon.ru Злата Николаева о том, как победа агентства Look At Me на конкурсе в Каннах отразится на всей российской рекламной индустрии: от местных стартаперов до банков, которые дают кредиты на их проекты.

Лобков: Злата занималась историей успеха тех ребят, которые получили «золото» на Каннских львах. Как получить «золото» Каннских львов, что нужно для этого делать в жизни?

Николаева: Напомню, о ком речь – Василий Эсманов и Алексей Амётов, проект Look At Me. Ребята на прошлой неделе получили Каннского льва в категории «Мобильная реклама». Они сделали приложение, которое учит нас всех правильно парковаться.

Лобков: Виртуальный «Стоп-хам».

Николаева: Да, но более добрый. Суть приложения в том, что вы можете сфотографировать номер и марку автомобиля, который плохо припаркован, этот номер будет баннером всплывать в интернете, и все будут видеть, что ты плохо себя повел, припарковавшись в ненужном месте.

Лобков: Меня удивляет: все-таки такая простая идея, неужели этим всем стартаперам, которые населяют Силиконовые и прочие долины, нужно было, чтобы появился русский Василий Эсманов, чтобы эта идея состоялась. Это вроде так просто.

Николаева: Как выяснилось, это актуальная тема для всего мира – не только в Москве паркуются плохо.

Лобков: В Италии, например. Ну неужели никто не догадался?

Николаева: Были и другие приложения такого рода, но, видимо, простота идеи побеждает. Ребята просто сделали что-то от души, что им хотелось сделать – и выиграли.

Лобков: Вы занимались подробной историей этого бизнеса. Каких-то вложений, кроме интеллектуальных, это потребовало? Брали ли они кредиты в банке на то, чтобы получить такой хороший пиар как «Золотого Каннского льва»?

Николаева: Конечно же, нужны были вложения. Мне кажется, главный секрет этих людей в том, что они не побоялись в кризис, который был в 2008 году, выстрелить и стать лучшими. Они в кризис взяли кредит.

Лобков: Тогда же давали под 25% - Сбербанк, по-моему.

Николаева: Ребята взяли в долг у какого-то своего знакомого. Платили зарплату сотрудникам, объезжая друзей и занимая до следующей зарплаты и т.д. Но за этот год они как раз стали классными, их все узнают, теперь Look At Me – это такие законодатели.

Лобков: Эта виртуальная мобильная реклама – она социальная, некоммерческая. Если есть кредит и его надо отдавать, то возможен подобный вариант с коммерческой рекламой? И значит ли это, что теперь господа из Look At Me напихают приложений в каждый iPhone, и это будет такой вирус, который будет поражать все iPhone, или это нужно специально скачивать, и поэтому это только социалка?

Николаева: Я думаю, что не только социалка, безусловно, можно делать и коммерческие рекламные проекты, ребята этим тоже занимаются. Мне кажется, что в данном случае Каннский лев – это вообще в принципе про российскую рекламную индустрию узнали чуть больше, чем знали раньше. Теперь нс узнают во всем мире. Мне кажется, что это победа не конкретного проекта, а победа рекламной индустрии в России, это победа маленьких несетевых агентств. Не большое сетевое агентство, которое во всем мире известно, а ребята, которые занимаются малым бизнесом.

Лобков: Вы общались подробно, статья очень объемная. Главная черта характера, которая позволяет стартаперам выжить? Их очень много, конкуренция среди них огромная.

Николаева: Упорство и понимание того, что то, что ты делаешь, нужно, важно и ты должен продолжать это делать, не сдаваться и работать, работать, работать.

Лобков: Я читал биографии. Я бы, честно говоря, таких людей поостерегся брать на работу, потому что когда человек меняет за год 7 или 8 мест работы, это настораживает. Человек приходит в компанию работать, ты в него вкладываешь какой-то интеллектуальный капитал, делишься какими-то тайнами, и через месяц он улетает на другое место опылять. Такая черта характера у всех стартаперов - до того, как начать свой бизнес, они меняют безумное количество рабочих мест?

Николаева: Я думаю, что это не характерная черта для стартаперов. Я думаю, что это просто характерная черта для людей, которые в какой-то момент поняли, что они вообще в принципе не хотят работать на кого-то, быть наемными работниками. Люди, осознав это, начали работать на себя и отлично в этом существуют. Мне кажется, это вообще черта, условно, моего поколения. Люди не задерживаются на своих местах подолгу.

Лобков: Спасибо за комплимент. Это мы, старые японцы, у нас пожизненное рабочее место.

Николаева: Люди нашего с вами поколения, Павел, работают много где, ищут лучшее и, я надеюсь, что все-таки находят.

Лобков: Из-за этой постоянной смены работы рождается некое перекрестное опыление?

Николаева: Да, когда люди учат друг друга чему-то. Мне кажется, это очень важным.

Лобков: Финал – «Золотой Каннский лев». А что это дает в мировой рекламной индустрии? Это лучший пиар, который можно придумать? Это вообще продается как репутация?

Николаева: Конечно, это продается как репутация. Более того, я еще раз повторю, что это продается как репутация не только в случае конкретной компании, это круто для российской рекламной индустрии в принципе.

Лобков: И банк, который им дал кредит, стал модным банком, и друзья, которые дали им денег, стали модными друзьями. А вообще история таких стартапов типична для всего мира и мы нагоняем по этому параметру Америку, и поэтому так искренне радуемся нашим домашним достижениям, или мы одновременно со всем миром вступили в эту эпоху перелетных птиц, которые создают из ничего совершенно прорывной продукт.

Николаева: Я думаю, что мы, конечно, нагоняем. Безусловно, Россия немножко отстает от всего стартаперского мира. Но как-то быстро догоняем, хорошими темпами.

Лобков: Сейчас создается Сколково, некие искусственные инкубаторы для того, чтобы такие люди, собирались в каких-то определенных центрах, у них там будет стол, рабочее место, парковка за МКАДом. С другой стороны, они могут и уехать из страны, потому что ничего кроме того же iPhone им не нужно. Им даже не очень нужны языки, в международном компьютерном языке 48 слов. Что касается планов, что вообще они собираются делать?

Николаева: Неловкий момент, когда мне нужно ответить за всех стартаперов. Мои герои – не только Василий Эсманов и Алексей Амётов, а множество разных молодых бизнесменов. Я думаю, что они все, конечно же, хотят остаться в России и менять Россию к лучшему. 

Также по теме
    Другие выпуски