Андрей Зубов: «Уйдет тиран, и тот же Сурков первым заговорит о сдаче Крыма»

Историк о том, доживет ли режим до следующей зимы, доведет ли Путин Белоруссию до гражданской войны и сбегут ли элиты в Африку
13/02/2019 - 19:06 (по МСК) Анна Немзер

В новом выпуске программы «Политика. Прямая линия» — историк Андрей Зубов. Он рассказал, когда протесты в России превратятся в революцию, почему колонка Владислава Суркова  — послание в пустоту, а также почему проект союзного государства с Белоруссией бесперспективен. 

Добрый день, дорогие друзья. Это «Политика. Прямая линия» на телеканале Дождь. Меня зовут Анна Немзер, и сегодня у нас в гостях Андрей Зубов, доктор исторических наук, специалист в области сравнительного религиоведения, политолог, заместитель председателя партии «Народной свободы». Здравствуйте, Андрей Борисович, спасибо большое, что вы с нами.

Здравствуйте, Анна Андреевна.

У нас есть некоторая новость недели, это статья Владислава Суркова. Мне не столько хотелось бы поговорить лично о нем, сколько об этой статье, о каких-то ее положениях, и подвергнуть ее некоторой проверке историческим знанием, я бы сказала так, потому что вот с этого ракурса на нее интересно посмотреть. Я не буду ее пересказывать, мы, наверное, какие-то положения ее так или иначе процитируем по ходу дела, по ходу обсуждения. Я сначала спрошу вас об общих от нее впечатлениях, а потом поговорим о частностях.

Вы знаете, общее впечатление о статье Владислав Юрьевича я высказал у себя в фейсбуке, и оно, конечно… меня огорчило, что умный человек написал такую, я бы сказал, несерьезную вещь. Причем самое неприятное, что человек уважающий себя не может так угождать другому лицу и так заискивать перед ним, это не принято среди приличных людей. Так что эта статья была во многих отношениях, и в интеллектуальном, как слабое такое повторение Гегеля и Ивана Ильина, в какой-то степени Карла Густава Юнга, когда он говорит о Тени и всем прочем.

С другой стороны, вот это подобострастие, ну и в-третьих, абсолютно несерьезный разговор в XXI веке о неких глубинных, никому не известных чувствованиях русского народа, это вообще смешно, понимаете. Когда говорил об этом Михайловский и народники, это еще было туда-сюда, и тогда уже над этим смеялись, я имею в виду, конечно, ХIX век. Но в XXI веке, ну есть у народа некие чувства, ну пусть он их выражает в выборах, в каких-то других самоуправлениях, в политических действиях, отлично. А думать о некой медитативной связи вождя с народом, мне кажется, что после печально известного нацизма и не менее печально известного сталинизма об этом просто неприлично говорить.

Также по теме
    Другие выпуски