«Путин получил то, чего жаждал»: как в США оценили итоги саммита в Женеве

17/06/2021 - 13:31 (по МСК)

Первый саммит президентов США и России Джо Байдена и Владимира Путина в Женеве стал главной новостью для американских СМИ, практически все из них поместили фотографии двух лидеров на первые полосы. Этого отчасти и добивался Путин, который хотел поднять свой международный статус, пишут СМИ. В оценке выгодности саммита для США журналисты разошлись. Пока одни писали об «упрямом оптимизме» Байдена после встречи с Путиным, другие делали вывод о пессимистичных итогах переговоров. Дождь собрал реакцию ведущих американских СМИ на завершившийся саммит. 

The New York Times

Первая полоса The New York Times 

«Не тепло, но и не жарко»

«Никто с восхищением не заглядывал ни в чью душу. Никто никого не называл убийцей. Судя по всему, долгожданная встреча президентов Байдена и Путина не была теплой, но и не стала жаркой», — пишет обозреватель NYT Питер Бейкер. По его впечатлениям, президенты изучили длинный список спорных вопросов, но вышли после трехчасовых переговоров «без намека на способы по разрешению каких-либо из этих проблем и без каких-либо признаков личной связи, которая могла бы помочь преодолеть пропасть между двумя странами». 

Самая чувствительная для Байдена тема — обвинения в чрезмерной уступчивости Путину. После вопроса журналистов «как он может быть уверен, что поведение Путина изменится» Байден резко развернулся и стал вспыльчивым, пишет Бейкер. «Где я сказал, что уверен? Я сказал: если что и изменит их поведение, так это если весь мир отреагирует на них и это понизит их статус. Я ни в чем не уверен, я лишь констатирую факт», — сказал Байден. 

«Тот факт, что президенты дали раздельные пресс-конференции, свидетельствует о прохладных отношениях. С 1989 года, когда президенты Джордж Буш и Михаил Горбачев вместе обратились к журналистам после встречи на высшем уровне на Мальте, совместные выступления в СМИ стали нормой для американских и российских лидеров», — пишет NYT. 

Тем не менее, решение провести саммит NYT называет отказом от прошлого подхода, когда Путина после событий 2014 года исключили из «Большой восьмерки» и попытались изолировать его. «Байден фактически отказался от этого подхода, сделав ставку на то, что было бы лучше этой встречей продемонстрировать Путину уважение наделить статусом. <...> Цель не столько в том, чтобы улучшить ситуацию, сколько в том, чтобы не допустить ее ухудшения», — резюмирует обозреватель. 

Бейкер отдельно остановился на особенностях отношений Путина со всеми пятью американскими президентами, подчеркнув, что у Байдена было преимущество — он уже встречался с Путиным в ранге вице-президента, а потому знал, что Путин любит заставать собеседников врасплох, опаздывая или беря последнее слово на пресс-конференции.  

«Упрямый оптимизм Байдена»

Выступление Байдена после саммита подчеркнуло такую черту президента как «упорный оптимизм», граничащий, по мнению многих критиков, с наивностью, а, по мнению сторонников, необходимый для достижения прогресса, пишет обозреватель NYT Майкл Шир. 

«Такой безудержный позитив уже стал поводом обвинить Байдена в наивности и нежелании признать реальность, смотрящую на него через стол. Это также поднимет вопросы, готов ли он противостоять надвигающимся угрозам: агрессии России на востоке НАТО, разрушительным кибератакам и ухудшению ситуации с правами человека в стране», — продолжает Шир. По мнению автора, подход Байдена вряд ли изменится. «В вопросах внешней политики Байден дипломат старой закалки, который верит в личные беседы, подобные тому, что он провел с Путиным». 

«Необычный оптимизм Путина»

«Несмотря на прекрасную погоду и на то, что они встречались в поместье на берегу озера, они не стали гулять по саду и не оставили впечатления, что пытались узнать друг друга получше. По словам Байдена, это был чисто бизнес. <...> Встреча была проведена с тонкой хореографией, по-видимому, призванной избежать проявления какого-либо духа товарищества», — пишут обозреватели NYT в другом материале. 

Тем не менее, после саммита Байден казался воодушевленным его итогами, продолжают они, хотя так и не стало ясно, привело ли что-то из услышанного им к пересмотру взглядов. Единственные реальные достижения саммита — возвращение послов, а также соглашение о российско-американском диалоге по вопросам стратегической стабильности и кибербезопасности. 

«Путин также оставил открытой дверь для более глубокого взаимодействия с Вашингтоном, к чему Кремль был готов в последние годы. По вопросам, выходящим за рамки кибербезопасности и ядерного оружия, включая дипломатические размолвки и даже обмен осужденными, Путин сказал, что он готов к переговорам с США, и выразил необычный оптимизм в плане возможности достижения результатов», — пишут журналисты. 

The Washington Post 

Первая полоса The Washington Post

«За свою 40-летнюю политическую карьеру президент Байден видел, как президенты США пытались изменить отношения США с Россией, но разочарованные подкидали свой пост. На своей первой встрече в качестве главнокомандующего с президентом России Владимиром Путиным Байден не собирался повторять ту же ошибку. Он не будет делать никаких попыток перезагрузить отношения, и его пессимизм в оценке перспектив изменения взглядов Путина по таким вопросам, как права человека, будет определять дальнейшие действия Байдена», — пишет WP. 

Издание также отмечает, что американская администрация стремилась избежать неприятных сюрпризов, поэтому Путин приехал на саммит первым, а пресс-конференции проходили раздельно. После встречи с Байденом «Путин, как казалось, пошутил над подходами американских президентов к саммитам в прошлом», предположили журналисты. «Нам не нужно смотреть друг другу в глаза и в душу и давать клятвы в вечной любви и дружбе. Мы защищаем интересы наших стран и народов, и наши отношения всегда носят преимущественно прагматический характер», — процитировали они российского президента. 

По отдельности ни одно из достигнутых соглашений не является переломным, но вместе они представляют собой прогресс по вопросам, важным для обеих стран, пишет WP. «Это были четкие шаги вперед. В целом, это, вероятно, лучший результат, которого мы могли ожидать», — цитирует издание аналитика по России в Rand Corp Сэма Чарапа. 

The Wall Street Journal 

Первая полоса The Wasll Street Journal

«Саммит не принес ощутимого политического прогресса, но оба лидера выразили надежду, что со временем он подготовит почву для расширения сотрудничества. Однако Байден сказал, что не уверен, что Путин изменит свое поведение без давления со стороны мировых демократий», — пишет WSJ. Издание написало со ссылкой на высокопоставленного чиновника администрации Байдена, что вопрос Украины относится к теме, по которой между Байденом и Путиным были явные разногласия.

Отдельно WSJ описывает ситуацию перед началом саммита, когда Байден кивнул в ответ на выкрикнутый вопрос, доверяет ли он Путину. «Перед началом встречи Белый дом изо всех сил пытался отреагировать на эту путаницу <...> заявил, что Байден не намеревался показать, что доверяет Путину», — пишет WSJ. 

Издание подчеркивает, что противники Байдена критиковали его за чрезмерное возвышение Путина этим саммитом. Отчасти поэтому высокопоставленные чиновники администрации работали над тщательной организацией мероприятия, «чтобы гарантировать, что оно не приведет к дальнейшему возвышению Путина на мировой арене», пишет WSJ.

Bloomberg 

«Байден говорил, что хочет встретиться с Путиным в Женеве, чтобы установить „правила поведения“ в отношениях, которые разрушались в течение многих лет. Примерно после трех часов вместе два лидера показали, насколько по-разному они интерпретировали эту цель», — пишет агентство. «Путин получил то, чего жаждал, — легитимность на международной арене». 

«Байден, который назвал Россию „великой державой“ и „гордой“ страной, — это заметно лучше пренебрежительных слов бывшего президента Барака Обамы, назвавшего Россию „региональной державой“», — напоминает агентство. 

Как отмечает Bloomberg, проведение новых «красных линий» для Путина может означать, что еще одна заметная кибератака, произведенная Россией, вызовет ощутимый ответ США, который сведет на нет любую доброжелательность саммита. 

«Байден и его помощники приехали на саммит, чтобы заглушить разговоры о резком улучшении отношений между США и Россией. Но по итогу он сам поддался обнадеживающим настроениям (критики называют это наивностью, которой была отмечена политика его предшественника по отношению к России), заявив, что есть „реальная перспектива значительного улучшения отношений“», — заключает Bloomberg. 

Politico

«Заявления Байдена о российских кибероперациях были самыми жесткими с момента начала серии массированных цифровых ударов по США», — пишет Politco. При этом высокопоставленный сотрудник службы безопасности при администрации Обамы Сюзанна Сполдинг в разговоре с изданием предупредила, что «мы должны исходить из того, что Путин нарушит любое достигнутое соглашение, если он сочтет это выгодным». Однако, по ее словам, со временем поведение Путина может начать меняться, если ответы на его действия станут более решительными, рассуждает Сполдинг. 

В другом материале Politico обращает внимание на разницу в условиях, в которых приходилось работать российским и американским журналистам. Так, пишет издание, журналисты Белого дома работали в кондиционируемых помещениях, у них были обычные туалеты и полотенца, в то время, как их российские коллеги потели под изнуряющим солнцем и пользовались биотуалетом.