Кадыров выступил с резкими заявлениями по Мьянме. Противоречат ли они позиции Москвы?

04/09/2017 - 21:15 (по МСК) Даниил Сотников

Глава Чечни Рамзан Кадыров поддержал мусульман, которые подверглись гонениям со стороны властей Мьянмы. Кадыров назвал происходящее там «геноцидом» и сказал, что готов выступить против позиции России, если Москва поддержит «шайтанов», которые совершают преступления. Противоречат ли резкие заявления главы Чечни позиции Москвы? Чтобы ответить на этот вопрос, Дождь изучил публичные заявления МИДа за последние 10 лет.

«Никак невозможно отправить туда (в Мьянму.  — Дождь) войска, потому что это прерогатива государства. Была бы моя воля, была бы возможность, я бы нанес туда ядерный удар. Просто уничтожил бы тех людей, которые убивают детей, женщин, стариков»? — ответил Кадыров на предложение, которые, по его словам, поступали ему, отправить в Мьянму войска.

В своей трансляции в инстаграме он также прокомментировал сообщения о наложенном Россией вето на документ ООН по ситуации в Мьянме. Глава республики сказал, что до сих пор не может понять, «кто это говорит и где эта бумага».

«Если даже Россия будет поддерживать тех шайтанов, которые совершают преступления, я против позиции России. У меня есть свое видение, своя позиция», — сказал глава Чечни.

В 2007 году Россия и Китай заблокировали проект подготовленной США резолюции о ситуации в Мьянме. Документ требовал от властей страны прекратить преследование оппозиционных организаций и религиозных меньшинств. Двойное вето тогда было наложено впервые с 1989 года. Резолюцию в 2007 году поддержали Бельгия, Франция, Гана, Италия, Панама, Перу, Словакия, Великобритания и США, а помимо Китая и России против выступила только ЮАР. 

Россия объясняла вето тем, что этот вопрос не входил в компетенцию Совбеза ООН и «не представлял угрозы ни региональному, ни, тем более, международному миру», объяснял представитель России в организации Виталий Чуркин. Российский МИД позже в 2007 году вновь назвал «контрпродуктивными» любые попытки вмешательства во внутреннюю политику Мьянмы. 

В 2009 году МИД России по итогам встречи министров иностранных дел «Большой восьмерки» выпустил заявление, в котором призвал власти Мьянмы освободить всех политических заключенных, чтобы обеспечить доверие к выборами 2010 года. Аунг Сан Су Чжи, чья партия сейчас находится у власти, была освобождена через несколько дней после выборов, которые МИД назвал «шагом в процессе демократизации жизни мьянманского общества». 

В 2010 году президент Владимир Путин отметил, что принятие санкций против Мьянмы — это тема для специального рассмотрения в ООН. «Нужно внимательно проанализировать: несут ли эти события угрозу для международного мира, для безопасности», — сказал Путин, добавив, что после экспертной оценки внешнеполитические ведомства «дадут какие‑то рекомендации». «Пока говорить об этом преждевременно», — заключил президент. 

В 2012 году после очередной вспышки конфликта были убиты сотни людей, а 140 тысяч человек были вынуждены бежать из страны. МИД России тогда призывал все вовлеченные в конфликт силы к «сдержанности и конструктивному сотрудничеству с властями». В 2013 году МИД отметил успех в вопросах национального примирения и призвал правительство и другие стороны продолжить движение в этом направлении. 

В марте 2017 года агентство Reuters сообщило со ссылкой на британских дипломатов, что Россия и Китай заблокировали заявление Совбеза ООН относительно возобновления боев в Мьянме. В этом заявлении речь шла о необходимости доступа гуманитарной помощи в пострадавшие районы. В этом же месяце ООН постановило создать комиссию по установлению фактов происходящего с рохинджа.

«Согласованное заявление, выражающее озабоченность, могло бы привести к дальнейшим действиям, но поведение Китая и России, у которых есть право вето, было воспринято как четкий сигнал, что Мьянма должна остаться вне повестки», — пишет Yahoo News со ссылкой на AFP.

25 августа 2017 года МИД осудил атаки «Армии спасения рохинджей Ракхайна». «Решительно осуждаем эту вооруженную вылазку, направленную на подрыв усилий мьянманских властей и международного сообщества по стабилизации положения в РНО», — говорится в сообщении МИД, который выразил поддержку правительству страны.

3 сентября 2017 года МИД выпустил очередное заявление, в котором вновь призвал стороны конфликта к диалогу. 

Резюме: Россия неоднократно выступала против вмешательства мирового сообщества во внутреннюю политику Мьнямы, использовала для этого свое право вето в ООН, приветствовала «демократизацию» Мьянмы и осуждала атаки мусульманских движений в стране. Уже в этом году Россия блокировала заявления ООН о необходимости доступа гуманитарной помощи в Мьянму. 

«Россия сдержанно относится к событиям, волнующих мусульман, не поддаваясь эмоциям. Возможно, некоторые лидеры Чечни хотят видеть более жесткую позицию», — объяснил сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. «В Чечне, я думаю, больше роль играют эмоции и те сведения, которые поступают из Мьянмы», — сказал он.

Выражение МИДом «озабоченности» и есть проявление этой «адекватной и сдержанной позиции России», а Кадыров призывает к более радикальной позиции России, которая должна быть и которую выдвигает сам глава республики, рассуждает востоковед, объясняя, почему позиции МИД и Кадырова принципиально не расходятся. 

Фото: пресс-служба Кремля

Также по теме