«Людей кладут, только когда кто-то умирает»: врачи из наиболее пострадавших от ковида регионов рассказали о ситуации в больницах

22/10/2021 - 20:12 (по МСК) Татьяна Торочешникова

К концу октября 2021 года ситуация с коронавирусом в России оказалась уже во многом более тяжелой, чем во время прошлогодней осенней волны. В регионах снова устрашающими темпами растет число заражений и смертей, а в больницах опять не хватает коек, кислорода и врачей. При этом власти имели достаточно времени и возможностей, чтобы учесть опыт прошлого года — но в итоге далеко не все оказались готовы к новым пикам заболеваемости, и в список самых проблемных регионов попали в том числе и те области, где наблюдалась тяжелая ситуация годом ранее. Дождь рассказывает, как обстоят дела с коронавирусом в трех регионах, в которых повторяется кризис прошлой волны. 

Ситуация с коронавирусом в России стремительно ухудшается. 14 октября министр здравоохранения Михаил Мурашко призвал врачей, ушедших на пенсию еще до ковида, вернуться к работе. 19 октября вице-премьер Татьяна Голикова впервые заговорила о введении нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября, а на следующий день на совещании с членами правительства Владимир Путин ее предложение поддержал. 

Выступая на совещании, Голикова отметила, что по всей стране критически растет занятость коек — на утро 19 октября она составляла 86,6%. Хуже всего, по словам Голиковой, ситуация оказалась в семи регионах с занятостью более 95% коек. В их числе она назвала Ставропольский край, республику Адыгею и несколько областей — Челябинскую, Орловскую, Амурскую, Самарскую и Саратовскую.

Орловская область

Орловская область попадает в рейтинг худших уже не в первый раз. В конце ноября 2020 года Татьяна Голикова также упоминала ее в числе регионов с самым большим дефицитом коронавирусных коек.

К середине октября прошлого года, по словам тогдашнего руководителя регионального депздрава Ивана Залогина, в Орловской области было развернуто 1052 койки. К концу ноября в регионе было уже 1372 койки, к концу декабря — 1760. 

Спустя год, к октябрю 2021 года, количество коек еще увеличилось, и их все так же не хватает. «Ну, и самая страшная, наверное, цифра — у нас 1854 койки было подготовлено, на сегодняшний день коек свободных нет», — объявил в понедельник 18 октября в своем эфире в инстаграме губернатор Орловской области Андрей Клычков. 

«У нас сейчас в Семашко (основная ковидная больница в регионе) лежат 730–740 человек при том, что она рассчитана на 670 мест. Людей кладут только когда кто-то умирает», — рассказывает Дождю Елена Шураева, руководитель первичной ячейки профсоюза «Действие» в Орловской области. По ее словам, ситуация в регионе в этом октябре уже гораздо хуже, чем в прошлом — даже с учетом того, что сейчас под ковид перепрофилировано больше больниц.

«Пациентов средней тяжести везут в стационар, и там решение о госпитализации принимает врач, — рассказывает фельдшер скорой помощи и координатор профсоюза „Действие“ в Орловской области Дмитрий Серегин. — Если мест в больницах нет, человека отправляют домой». Наиболее тяжелых, которых, по оценке Серегина, в эту волну стало больше, везут в больницу имени Семашко. «Но в Семашко нет мест, кислородные точки заняты. Есть только два пути туда попасть — либо вместо тех, кто выздоравливает, либо вместо тех, кто умирает», — говорит Серегин. 

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

«Количество коек в реанимации увеличено в три раза, они стоят так плотно, что пройти  между ними можно только боком. Но основная проблема в том, что нет точек доступа кислорода. Трудно класть в реанимацию ковидного госпиталя пациентов на койки без кислорода», — говорит Алексей Тимошенко, врач-кардиолог, работающий в «красной зоне» больницы имени Семашко. В реанимации, говорит он Дождю, люди иногда лежат по месяцу.

О проблемах с нехваткой кислорода Шураева рассказывала еще во время прошлой волны — после жалоб местной жительницы, которая, попав в больницу имени Семашко, не могла дышать. «Ее водили на кислород как на процедуру, в другое помещение», — говорит Шураева. Вскоре пациентка умерла. Шураеву же после публикации этой истории вызывали в полицию и дважды опросили, заподозрив в распространении фейков.

В июне 2021 года в больнице имени Семашко начали устанавливать оборудование для новой кислородной станции. Губернатор Орловской области обещал открыть ее 1 сентября, но запуск начался только 20 октября, в день совещания Путина с правительством.

По официальным данным, с середины октября в Орловской области умирает не более 4 человек в сутки (до этого — еще меньше). «Не знаю, как они считают, но у меня в отделении умирают 1–2 человека каждый день, в других [отделениях] может быть и больше (сейчас в больнице имени Семашко открыто четыре реанимационных отделения), — говорит Тимошенко. — Было такое, что 26 человек в сутки умерли». По его словам, ноябрь и декабрь «страшно ждать» — скорее всего, пик заболевания в Орловской области еще не пройден.

Количество смертей в Орловской области по данным сайта стопкоронавирус.рф

По количеству вакцинированных Орловская область также не в лидерах — хотя бы одну дозу вакцины получили 34% населения, и с этим показателем регион, по данным портала gogov.ru, занимает 44-е место из 85.

«Местная власть провалила это испытание коронавирусом. В одной из больниц до сих пор нет аппарата КТ, медики бегут из региона, зарплаты очень низкие, конкуренцию [другим регионам] наша область и не пытается составлять — а это все приводит к еще большему обеднению кадров», — перечисляет Серегин.

Об отъезде медиков в другие регионы говорит и Шураева: «Персонала больше не стало за это время — наоборот многие ушли. За один только прошлый месяц уволились три хирурга, причем они уехали в соседнюю область на более высокие зарплаты».

В апреле 2021 года руководителя регионального депздрава Ивана Залогина задержали по обвинению в превышении полномочий и воспрепятствовании предпринимательской деятельности. По версии следствия, он незаконно отказал в переоформлении лицензии региональному центру диализа. Сейчас Залогин, к которому у врачей и активистов было много претензий во время второй волны, находится под домашним арестом. На его место пока никого не назначили. «Нам сначала казалось, что с его уходом в системе здравоохранения что-то изменится, но ничего не изменилось», — констатирует Серегин.

Башкирия

На совещании с членами правительства Владимир Путин поддержал и еще одно предложение Голиковой — дать возможность главам регионов с самой напряженной ситуацией ввести нерабочие дни на неделю раньше, с 23 октября. Накануне министр здравоохранения Михаил Мурашко перечислил семь таких регионов. К ним он отнес в том числе республику Башкортостан. 

К 12 октября 2021 года в Башкирии, по словам регионального министра здравоохранения Максима Забелина, было занято 90% коек из более чем 8 тысяч, развернутых для пациентов с коронавирусом — в прошлом году в это же время коек было в два с половиной раза меньше (около 3 тысяч, по данным Минздрава). Несмотря на значительное, в отличие, например, от Орловской области, увеличение коек, мест все равно не хватает. В сюжете о том, как глава республики Радий Хабиров посещает ковидный госпиталь в Уфе, видно, что люди лежат в коридорах.

При этом за время пандемии власти Башкирии отстроили два новых быстровозводимых ковидных госпиталя — Зубовский на 100 коек, который открылся в мае 2020 года, и Стерлитамакский на 74 койки, который заработал к декабрю 2020 года. Журналист местного издания, побывавший в красной зоне одного из этих госпиталей, рассказывал, что реанимационное отделение на 60 коек заполнено, а госпитализируют не всех, кого привозят на скорой, а только тех, кто «самостоятельно уже не может справиться с болезнью».

«У нас сейчас система здравоохранения работает фактически на пределе имеющихся ресурсов», — говорит Дождю лидер регионального отделения профсоюза «Действие» Антон Орлов, который и сам лечится в ковидном госпитале. Он попал туда еще в конце сентября. Ситуация с ковидом тем временем продолжает ухудшаться — и с прошлой недели врачи в госпитале, по словам Орлова, работают вообще без выходных.

По официальным данным Минздрава, дефицит врачей в республике еще в 2020 году составлял 1560 человек. Больше всего не хватало хирургов и участковых терапевтов. «Неизвестно, сколько медработников ушло на пенсию в 2021 году, опасаясь ковида, но думается, что по итогам 2021 года дефицит врачебных кадров еще нарастет», — предполагает Орлов. По его словам, на прошлой неделе персонал во всех «красных зонах» перевели на работу без выходных, «потому что работать некому — кадровые резервы истощены до предела».

При этом многие во время нынешней волны болеют тяжело, а количество вакцинированных в республике пока еще далеко от предусмотренных планом 2,4 млн человек. Сейчас в Башкортостане вакцинировано 38% населения. С 13 октября в республике началась обязательная вакцинация учителей, медработников, сотрудников социальной сферы и сферы обслуживания населения.

«Мы вышли на самый большой пик заболеваемости, но все, что сейчас происходит, ничего общего с медициной не имеет», — говорит уволенный в марте этого года врач одного из ковидных госпиталей Глеб Глебов, который активно критиковал систему здравоохранения в регионе. «Не хватает лекарств, не хватает персонала, коечный фонд на 98% занят — несмотря на то, что с начала пандемии отстроили два госпиталя под ковид», — перечисляет в беседе с Дождем Глебов. При этом рост количества новых случаев в Башкортостане, судя по официальным данным, продолжается с середины лета, а ежедневное число заболевших уже почти в четыре раза превышает до того самые высокие значения прошлой зимы (см. график ниже). С таким же трендом растет и количество смертей — начиная с 12 октября, каждый день только по официальным данным в республике умирают не менее 35 человек ежедневно. Таких цифр за все время пандемии в республике не было ни разу.

По словам Глебова, власти, однако, никаких выводов из прошлогоднего опыта роста заражений так и не сделали. «Вернее, они сделали отличный вывод — и провели летом два больших мероприятия», — добавляет он, имея в виду проходившие в Уфе Всемирную фольклориаду и Национальный финал чемпионата WorldSkills.

Пермский край

Пермский край также попал в семь регионов, которые Мурашко отнес к наиболее сложным с точки зрения эпидемиологической ситуации.

«К нам пациенты приезжают под утро. Мы задаем вопрос, почему в 6 утра — они отвечают, что скорую вызвали еще в 9 вечера», — рассказывает Дождю врач из Перми Кирим Кусаев. 

В прошлую волну скорые тоже стояли в многочасовых очередях. В октябре 2020 года работавший на скорой медбрат Артем Борискин рассказывал*, что пациентам приходится ждать бригады часами, а иногда и сутками. 

Кусаев говорит, что с тех пор, как в крае начали отменять плановую госпитализацию, «нековидных» пациентов стали перенаправлять в краевую клиническую больницу, в которой пришлось увеличить количество дежурных врачей. «У нас одного раненого после стрельбы [произошедшей 20 сентября на территории Пермского университета] привезли в больницу хирургического профиля, а она сейчас полностью перепрофилирована под ковид. И ему отказали, потому что это ковидная больница. Пришлось его везти в поликлинику, там выписали бумагу и потом отвезли его в другую больницу», — рассказывает Кусаев со слов своих коллег.

По его словам, самая сложная ситуация с размещением тяжелых больных, которым требуется кислород. А таких пациентов в эту волну стало больше, чем в прошлогоднюю, утверждает Кусаев. Это подтверждает и региональный Минздрав. Комментируя жалобу местного жителя, что в детской больнице пациентов размещают в коридоре, в ведомстве отметили, что из-за других штаммов коронавируса «в медучреждения Пермского края поступает большое количество инфицированных в тяжелой форме».

15 октября зампредседателя правительства края Сергей Никифоров сообщил, что реанимационные палаты ковидных стационаров, в которых лежат тяжелые больные, полностью заняты. Из развернутых в крае 6468 коек, по его словам, заполненными оказались 5635 — и это уже больше, чем в ноябре прошлого года, когда в регионе всего было развернуто около 4400 коек. 

На брифинге 22 октября глава регионального минздрава Анастасия Крутень заявила, что заболевших уже в 3,2 раза больше, чем в прошлом году, а вакцинировано около 660 тысяч человек — это примерно 32% от населения. По словам  министра, власти вынуждены открывать дополнительные койки «вплоть до коридоров», а также будут «решать вопрос об открытии психиатрических и наркологических коек под ковид», потому что «количество больных просто невероятное».

*В тексте упоминается материал «Радио Свободы», внесенной по решению Минюста в ресстр СМИ, выполняющих функции иноагента

Фото на превью: Валерий Шарифулин / ТАСС