«Российская экономика в процессе медленного умирания». Итоги 2018 года от Андрея Мовчана

Экономист и финансист Андрей Мовчан подводит итоги уходящего 2018 года для российской экономики. Помогает ему в этом ведущий программы «Мовчан» Артем Торчинский.

Здравствуйте, это телеканал Дождь, программа «Мовчан». И в студии, как ни странно, Андрей Мовчан, и я, финансист Артем Торчинский.

Мне кажется, не удивительно.

Мы сегодня будем говорить о том, что произошло в России за 2018 год, все-таки подводим итоги.

Мы хотим сделать грустную новогоднюю программу.

Нет, мы хотим сделать хорошую новогоднюю программу, но может быть, с грустными итогами.

Хорошо, тогда давайте делать хорошую программу. И тогда, если можно, я ее начну словами одного из лидеров нашего государства, несколько дополненными и развернутыми. Недавно один из крупных лидеров нашего государства сказал, что экономика России в 2018 году наконец отвязалась от стоимости на нефть.

Это как?

И курс доллара не следует теперь за нефтью, и ВВП теперь не следует за нефтью. Как? Очень просто. Нефть в 2018 году достаточно сильно выросла. Средняя цена нефти в 2017 году была, если мне не изменяет память, что-то в районе 52 долларов за баррель. Средняя цена в 2018 году — 65-66 долларов за баррель, то есть практически 30% рост. При этом рубль упал и упал достаточно сильно, упал на 20%, а ВВП вырастет всего на 1,8% примерно за этот год. То есть, резюмируя и подводя итоги, экономика России отвязалась от цены на нефть, теперь даже когда цена на нефть растет, российская экономика не растет, даже когда цена на нефть растет, рубль не растет, а тоже падает.

А если цена на нефть упадет?

Мы пока не попробовали, но в 2019 году, подозреваю, мы будем пробовать именно это. У меня есть подозрение, что если цена на нефть будет падать, то российская экономика будет падать ускоренными темпами. Посмотрим, пока не знаю. Что на самом деле происходит с российским ВВП? Что происходило в 2018 году? Если бы российский ВВП был так же зависим от цены на нефть, как это было несколько лет назад, то есть нефтедоллары становились катализатором для роста экономики, мы получали бы примерно четверть процентного пункта на каждый доллар роста цены на нефть. 20 долларов роста цены на нефть, допустим, даже 15 долларов роста цены на нефть, дали бы нам примерно 4% роста экономики, а реально мы получим где-то 1,5-1,8% по итогам этого года.

Другие выпуски