Война за канонические территории. Ксёндзам - ни пяди земли, а вот итальянских архитекторов можно и позвать

27/11/2013 - 20:49 (по МСК) Павел Лобков

История католиков в России от Екатерины Базановой.

Хранитель и защитник  всех православных  христиан.  После торжеств по случаю 1025-летния Руси в Киеве Владимир Путин похоже так и не вышел из  роли последнего православного монарха Европы. Итальянская пресса во время визита президента в Ватикан чаще всего называла его «русским царем»,  который  подарил  Папе Римскому Франциску икону Владимирской Божьей Матери. Ее оригинал князю Юрию Долгорукому в свое время подарил соперник Ватикана Константинопольский патриарх Лука Хрисовер.

Нынешний Папа Римский, как и многие его предшественники, активно пытается установить контакт с Москвой и ее правителем. Но вряд ли ему удастся превзойти успех папы Павла Второго. В пятнадцатом веке он просватал за овдовевшего русского царя Василия Третьего Софию Палеолог. Маленькая осиротевшая принцесса, племянница последнего императора Византии, после падения Константинополя выросла при папском дворе в Риме. Официально католичкой к моменту переезда в Москву она не стала, но поспособствовать воссоединению могла. Дело в воспитании. Наставником Софии был кардинал Виссарион Никейский - страстный сторонник объединения церквей под управлением Ватикана.  Павел Второй возлагал на этот брак большие надежды. По его замыслу, во время въезда в Москву перед обозом невесты должны были нести католический крест. Однако по прибытию на новую родину София Палеолог показала себя истинно православной.  Крест у папского легата отобрали, а из католиков византийская принцесса оставила лишь итальянских  архитекторов, врачей и художников. В католических священниках московская княгиня не нуждалась.  Зато благодаря обозу итальянских архитекторов-католиков появился насквозь католический Кремль - по иронии судьбы оплот православной державности. 

Столетие спустя изгнавшая поляков Москва пережила яростный приступ ненависти к католикам. С его отголосками боролся  царь-просветитель Петр Первый. Приглашенным иностранцам он разрешил строить  католические церкви и монастыри. Впрочем, православным обращаться в католичество, не разрешили. Подобными случаями занималась секретная канцелярия уже при воспитанной в Германии Анне Иоанновне. Настоящие репрессии начались при Екатерине Второй. Несмотря на искреннюю приверженность просвещению, она жестоко принуждала католиков византийского обряда, то есть униатов, перейти в православие. Ее сын и поначалу внук с католиками заигрывали и в Российскую Империю в начале девятнадцатого века хлынули иезуиты. Павел Первый принимал в Петербурге бежавших от Наполеона рыцарей Мальтийского Креста, Александр Первый расширял представительства других католических орденов. Но 1820 он же обвинил иезуитов в попытке навязать русским католичество, объявил им войну и выслал из России всех до единого. Не любил католиков и Николай Первый, особенно после польского восстания 1830-ого. Это при нем грекокатолические приходы были просто ликвидированы, а Польшу превратили в одну из российских провинций. Массовый переход в католичество (233 000 человек за четыре года, только по официальной статистике) случился в 1905-ом после публикации «Манифеста об укреплении начал веротерпимости» Николая Второго. Но с терпимостью было покончено сразу после революции 1917. Католических священников, также как и их православных коллег, арестовывали, расстреливали, высылали из страны или отправляли в лагеря.

Также по теме
    Другие выпуски