«Губернаторы обманули президента». Почему выборы в Новосибирской области могут стать сюрпризом

09/09/2014 - 19:23 (по МСК) Ксения Батанова

В студии:

Артем Лоскутов,  российский художник,

Лола Тагаева, обозреватель,

Иван Стариков, незарегистрированный кандидат.

По скайпу:

Алексей Мазур, руководитель аналитического отдела информационного сайта ТАЙГА.info,

Александр Белоусов, политконсультант, кандидат политических наук, проводил исследования по предвыборным лозунгам,

Андрей Жирнов, депутат Законодательного Собрания Новосибирской области.

Батанова: Иван Валентинович, вы до эфира нам сказали, что только что вернулись из Верховного суда. Можно ли какие-то подробности узнать о том, что там обсуждалось?

Стариков: Я думаю, в течение нашей передачи станет ясно, именно сейчас суд удалился на совещание. Мой представитель Слава Казаков остался и ждет решения. Я, конечно, мало верю в сенсацию, но если такое случится, у меня останется ровно три дня на проведение избирательной кампании, если сегодня Верховный суд отменит решение областного суда избирательной комиссии, восстановит меня кандидатом на пост губернатора.

Батанова: Вы оспаривали именно решение об отказе в регистрации?

Стариков: Да. Был областной суд, сейчас Верховный. В общем, побеждает не тот, что сильнее, а тот, кто идет до конца. Я иду до конца.

Батанова: При этом вы уже успели призвать избирателей прийти на участки и испортить бюллетени. Как это сочетается с желанием идти до конца?

Стариков: Я же исходил из того, что на самом деле эти выборы – это договорной матч. Я долго играл в хоккей, сейчас предлагается вместо настоящего хоккея сыграть в настольный с пластмассовыми хоккеистами. Совершенно очевидно, что Владимир Городецкий подобрал себе пластмассовых соперников – Анатолия Кубанова и Дмитрия Савальева, которые вдвоем на мэрских выборах, 6 апреля прошли мэрские выборы, Артем знает – он новосибирец, они на двоих набрали около 4%.

Поэтому называть их серьезными претендентами, соперниками, я думаю, ни у одного разумного человека оснований не будет. Этот договорной матч я решил отменить. Поскольку на него придет немного зрителей – избирателей, то, если мы испортим 25% бюллетеней, то выборы не состоялись. Значит, в марте пройдут настоящие выборы без этого состава пластмассовых хоккеистов.

Батанова: Андрей, а почему КПРФ не стало выставлять своего кандидата? Почему вы не воспользовались тем успехом, который получил Анатолий Локоть на выборах мэра Новосибирска?

Жирнов: Мы достаточно честно сказали о своей позиции, о том, что в этих выборах на пост губернатора выиграть практически невозможно. Задача наша состоит в том, чтобы обеспечить безопасность мэрии города Новосибирска. Это знаковая серьезная победа, Иван Валентинович принимал участие в той избирательной кампании. Мы должны исходить из реальной ситуации. Если в Новосибирске можно говорить о ситуации дикого капитализма, то в сельских районах – феодальный и крепостнический строй. Там жесткое давление со стороны административного ресурса, со стороны глав районных администраций, которые определяют фактически, как будут голосовать.

В настоящее время еще было невозможно победить на выборах губернатора Новосибирской области, мы об этом честно сказали. Зачем биться головой об стенку, когда сложится другая ситуация, можно было бы выиграть? На самом деле победа Анатолия Евгеньевича на выборах мэра, мало кто изначально верил, что удастся победить в таком городе, несмотря на все административное давление и мощнейший ресурс, который был у нашего оппонента. Тем не менее, в городе мы смогли выиграть, но очевидно, что в сельской местности, в сельских районах пока ситуация иная.

Батанова: Артем, ты, как житель Новосибирска, чего ждешь от бывшего мэра города, с которым у тебя давние продолжительные отношения, по крайней мере, в части согласования твоей акции «Монстрация»? Что ты от него ждешь в качестве губернатора?

Лоскутов: В качестве губернатора я ничего от него не жду и ничего не ждал в качестве мэра. Он был мэром 14 лет, честно говоря, мне кажется, всех утомил и переизбраться он не мог. Произошла внутренняя борьба среди новосибирских элит, его бывший губернатор пытался устранить с позиции мэра – Юрченко, в итоге сам оказался под уголовным преследованием, потерял свой пост, а Городецкий оказался исполняющим обязанности губернатора и, скорее всего, будет избран им.

Вряд ли кто-то ждет от него каких-то изменений. Все останется примерно так же, как и было, баланс сил будет примерно тот же. Может быть, будет идти какая-то борьба между мэром и губернатором, они люди из разных партий. У меня складывается ощущение, что, чем больше проходит времени после выборов мэра Локтя, тем больше он становится системным человеком, тем больше он играет по правилам. Это видно по ключевым событиям, о которых слышно за пределами города, культурные всякие стычки, история с запретом концерта Мэнсона. Никаких сюрпризов от Городецкого ни я, никто другой не ждет.

Батанова: При этом социологические опросы по поводу, если бы выборы проводились в прошлое воскресенье, говорят о том, что за него готовы проголосовать около 60%.

Лоскутов: Это именно по той причине, о которой в студии уже говорили, о том, что его оппоненты, которые дошли до участия в выборах и присутствуют в бюллетенях, их рейтинг просто совершенно никакой. Просто выбирать не из кого.

Батанова: А насколько вообще для Новосибирска актуальна повестка ЖКХ? Там кандидаты обсуждают проблемы плохих дорог или нехватку детских садов, либо обсуждается политика? То есть Новосибирск в хорошем состоянии, люди там не думают про дороги и детские сады, а думают про политику и выборы, либо там другая ситуация?

Стариков: Я хотел бы сказать, что, к сожалению, чуда не случилось – отказал Верховный суд в моем ходатайстве. Это означает, что я с чистой совестью и душой могу обратиться к новосибирцам, в первую очередь, к избирателям, которые проголосовали за Анатолия Локтя, нынешнего мэра, мы были с ним в одной команде, члены коалиции, договорились, я, как либерал, за экономическую свободу, он, как левый политик, за социальную справедливость. Социальная справедливость исключительно лежит через экономическую свободу. Поэтому я обращаюсь к тем 180 тысячам новосибирцев, которые проголосовали за Локтя, чтобы они сейчас пришли и сделали так, чтобы нашу победу сейчас не украли, поставили три креста напротив трех фамилий и аннулировали эти выборы.

Относительно ЖКХ. Новосибирск – город, который находится в резко континентальном климате, жаркое лето и холодная зима. На отопление одного квадратного метра жилой площади в Новосибирске чуть более одной гигакалории, это процентов на 20 больше, чем в Красноярске и в Омске. Для граждан это означает примерно полтора миллиона тонн угля или 12 миллиардов рублей, средняя новосибирская семья около 10 тысяч рублей в год переплачивает энергетикам. Поэтому программа модернизации энергосистемы, которую можно и нужно было сделать за 14 лет, не была сделана.

Новосибирск с точки зрения энергорасточительности один из самых, хотя это умное сердце России, город ученых и так далее. Поэтому я абсолютно согласен с Артемом, в этом смысле ожидать не приходится ничего нового. Более того, я с грустью смотрю, что Владимир Филиппович, который прекрасно понимает, что примерно 70% доходной базы бюджета области формируется в Новосибирске, он сейчас будет закрывать проблему области, поскольку он станет губернатором, вопрос, с какой легитимностью, он будет закрывать за счет города.

Я убежден, что в этом смысле Анатолий Евгеньевич начнет чувствовать все более нарастающее давление со стороны губернатора, с которым сейчас вроде бы неплохие отношения. Такова логика экономики, другого не получится. Нет просто других идей у этой команды.

Жирнов: Совершенно верно, что в Новосибирске проблем достаточно много, это и ЖКХ, и проблемы с дорогами, и точечная застройка. Я тоже не ожидаю от исполняющего обязанности губернатора, от будущего губернатора Городецкого прорывных моментов. Он был в городе, сейчас стал губернатором. По наблюдению, человек явно устал. Я думаю, что помнят собеседники, как господин Юрченко заставил уйти его с поста мэра, он говорил, что он устал. Это видно и по команде. Не будет никаких прорывных моментов у губернатора Городецкого.

Лоскутов: Это то же самое, что я сказал. С этим очень тяжело спорить. По поводу ЖКХ я не могу забыть фразу, брошенную Владимиром Филипповичем по поводу снега. Когда его весной спросили: «Владимир Филиппович, почему у нас со снегом такая ситуация, почему его никто не убирает?», на что Владимир Филиппович сказал: «Само растает, чего его убирать?». Этот подход, тот самый прогрессивный и прорывной подход в этой фразе «само растает» и заключается. Она очень сильно прилила к нему, и в городе ее вспоминали, вспоминают и будут вспоминать, наверное, еще очень долго. Применить ее пытаются не только к снегу, но и ко всем городским проблемам.

Тагаева: Тут надо напомнить, что Владимир Городецкий был назначен довольно экстренно. За три недели до выборов мэра был уволен губернатор Василий Юрченко. Я так понимаю, что кадровая скамейка запасных была довольно короткая, а Владимир Городецкий проявил себя как человек системный, как человек, который входит в «Единую Россию». Поэтому я так понимаю, что это было, возможно, даже временным решением. Ходили слухи, когда его назначили, что, может, это на короткий период, а потом уже к июню будет назначен другой губернатор.

Действительно, после 14 лет управления городом нельзя сказать, что он выдающийся хозяйственник. Понятно, что кампания пройдет для него очень просто, судя по тому составу кандидатов, которые есть, судя по стратегии, которую выбрали все 30 губернаторов, которые избираются у нас этой осенью. Все более-менее сильные кандидаты, даже те кандидаты, которые могут поднять информационную повестку, заставить людей приходить на избирательные участки, каким-то образом, возможно, спровоцировать второй тур, я уже не говорю о победе, были отсеяны еще на уровне выдвижения, даже не на уровне муниципального фильтра. Поэтому Городецкий можем себе позволить расслабиться.

Батанова: В чем логика федерального центра в устроении таких выборов? Понятно, что и выдвижение кандидатов, и сами предвыборные программы  не проходят без влияния центра на регионы. Если мы устраиваем в 20 регионах безальтернативные выборы, для чего это нужно?

Тагаева: Мы можем наблюдать тенденцию, что если в 2012 году мы увидели, как с кандидатами нужно было договариваться, мы видели два сенаторства, это было в Брянской области и в Рязанской области, просить кандидатов сняться, давать им сенаторство. Мы помним, как сняли Николая Денина в Брянской области, ненадолго, правда, потом восстановили. В прошлом году были какие-то скандалы с участниками на уровне  прохождения…

Батанова: Мне кажется, что сегодня произошло то же самое.

Тагаева: Можно, кстати, об этом вспомнить. Отставка Николая Денина и Василия Юрченко очень похожи – за очень короткое время до выборов она происходит. В прошлом году мы видели скандалы на уровне прохождения муниципального фильтра, в этом годе уже на уровне регистрации. Партии отзывали кандидатов, которые вызывали недовольство у губернаторов или федерального центра.

В какой-то момент стало заметно, что федеральный центр понял, что что-то не то происходит с выборами, потому что буквально месяц назад две структуры, близкие к администрации президента, которую возглавляет бывший глава управления внутренней политики и заместитель главы управления внутренней политики, я имею в виду Фонд развития гражданского общества и ИСЭПИ, который возглавляет Дмитрий Бадовский. Фонд Бадовского выпустил доклад, в котором предложил смягчить муниципальный фильтр. 

А за несколько дней до этого появился рейтинг губернаторов Фонда развития гражданского общества, где впервые снизили оценки за то, что выборы в их регионе неконкурентны. Таким образом, было видно, что федеральный центр пытается хотя бы заставить губернаторов размышлять в ту сторону, что, может быть, нужно было делать выборы более… я не буду использовать слово «прозрачными»…

Батанова: Чтобы какая-то была интрига и загадка у людей.

Тагаева: Губернаторы явно одушевленные тем, что происходит сейчас с внешней политикой после истории с Крымом, есть иллюзии, что те, кто сейчас прошел доверие, кого поддержал Владимир Путин, назначил врио, они могут расслабиться и делать то, что они считают правильным. Федеральный центр понимает, что то, как проходят выборы, довольно большой урон может быть для политической системы, потому что понятно, что пар должен выходить, что даже если сейчас люди не интересуются выборами, есть еще остаточное знание, через несколько лет они могут вспомнить, как происходили выборы в их регионе, были ли какие-то кандидаты или тоже назначения, которые были до 2012 года, можно назвать более честными и более прозрачными.

Стариков: Я бы Лолу поддержал. Есть несколько глубинных вещей. Из 30 субъектов РФ, где предстоят выборы, в 19 субъектах они досрочные. Получился такой массовый исход губернаторов, которые пришли, говоря президенту: «Нам нужен новый мандат доверия», президент сказал: «Ну идите». Сначала упиралась администрация президента, потом махнула рукой, разрешила всем. Но было сказано, что выборы должны быть прозрачными, конкурентными, честными.

Ничего этого не наблюдается, поэтому скажу страшную мысль – губернаторы обманули президента и проигнорировали его мнение. Это будет иметь далеко идущие последствия. Сейчас народ вылезет из садов и огородов, обнаружит новые квитанции за тарифы ЖКХ, новые цены в магазинах и вспомнит, что те же лица, которые сидели, те же лица и остались. Это одна часть.

Вторая часть более глубинная. Все, кто будет избран 14 сентября, у них у всех сроки полномочий истекают в сентябре 2019. За переделами выборов федеральная кампания в Госдуму и президента. У них косвенная легитимность, на самом деле назначаемая. Они получат прямую легитимность, обратите внимание, у них сроки полномочий после президента истекают, они получили прямую легитимность, их не назначал президент. В 2016 году половина депутатов Государственной Думы решили срочно помочь «Единой России» и вернули их к смешенной системе, половина одномандатных округов, половина – партийных списков. Ни один одномандатник не изберется без изъявления губернатора, значит, половина Госдумы будет контролироваться губернаторами. Обратите на это внимание.

Дальше – везде будет трех процентный фильтр, необходимо собрать подписи из непарламентских партий. Это будет означать, что областные избирательные комиссии, которые контролируются губернаторами, будут определять уровень политической конкуренции в регионе и персональный состав. Артем на себе испытал, он хотел за незыблемость конституционного строя провести марш, как резко отреагировали. Сейчас проблемы будут нарастать. Мы к концу этого года будем 6-7 регионов из 85 доноров иметь.

Я знаю, что происходит с федеральными трансфертами, поэтому как только центр перестает давать деньги, начинают расти эти самые настроения. Вопрос в том, зачем Кремлю понадобилась вся эта конструкция. Строили-строили вертикаль, в этих выборах, на минуточку это 57 миллионов человек, половина населения страны. Строили-строили вертикаль, теперь они ее собственными руками разобрали. Посмотрите, что губернаторская фронда начнет нарастать.

И последнее – через год, может, и раньше, выборы в представительные органы власти. Я завтра начинаю кампанию в городской совет и в областной совет, буду формировать свою коалицию, в том числе на основе общественных организаций. Я вас уверяю, что и городской совет, и областной совет будет оппозиционен, это будет во многих регионах. В итоге мы разбалансировали всю систему власти в стране. Вот последствия выборов 14 сентября, вот таких безальтернативных выборов в нынешней текущей политической ситуации.

И последнее – губернаторы решили на фоне крымской победы и рейтинга президента протыриться во власть, извините за непарламентское выражение, они это сделали, но ни одну проблему федеральный центр для себя не решил, а создал кучу новых.

Жирнов: Если говорить о Новосибирской области, нужно учитывать определенные обстоятельства – конфликт между полпредом предыдущим Виктором Толоконским и Василием Юрченко. Новосибирскую властную элиту последние буквально 4 года лихорадит. Я думаю, что выбор в пользу Городецкого был сделан для того, чтобы попытаться утихомирить эти страсти. Как человек, который был 14 лет мэром, который будет не похож на Юрченко, который мог с шашкой приехать, головы поснимать, чтобы он обеспечил временную стабильность. Я думаю, поэтому на господине Городецком выбор Москвы и остановился.

Что касается последствий этих выборов, я сомневаюсь, что очень высокий уровень легитимности будет у новой власти. Думаю, что в городе явка будет минимальная, но за счет сельских районов нагонят и покажут нарисованные результаты. 

Другие выпуски