Атеизм поневоле: как интеллигенция перепутала Путина со святым Николаем

Колонка Олега Кашина
26/05/2017 - 11:41 (по МСК) Олег Кашин

Тема религиозных чувств и прежде всего оскорбленных религиозных чувств занимает важное место в нашей политической риторике уже не первый год, и сейчас тоже есть повод поговорить о религиозных чувствах в связи с поклонением мощам святого Николая Чудотворца, выставленным в московском Храме Христа Спасителя. 

В эти дни, пока на Пречистенской набережной толпятся паломники, можно услышать и прочитать много всяких злых, возмущенных и насмешливых слов по этому поводу. Люди ругаются, что покровитель путешественников заставляет их стоять в пробках из-за перекрытой набережной, люди смеются над тем, что кто-то готов отстоять очередь, чтобы поцеловать коробочку с человеческими костями, шутят про Санта-Клауса, а уж когда Путин пришел приложиться к мощам — это уже синергетический эффект, когда нелюбовь к патриархии, помноженная на нелюбовь к Путину, дает целый фонтан высказываний в духе журнала «Безбожник у станка».

Это, может быть, самое неприятное свойство нашего сегодняшнего общества — слишком многие готовы распространять свою оппозиционность и на Николая Чудотворца. Естественный для интеллигента и для интеллектуала антиклерикализм как-то сам собой конвертируется в атеизм, а атеизм — в воинствующее безбожие. И те, кто не любит Путина и патриарха, как-то сами собой начинают не любить тех людей, которые в обычной жизни наклеивают иконку Николая Угодника на торпеду у себя в машине, а сейчас пошли приложиться к мощам.

Это какая-то очень нехорошая подмена, потому что, конечно, эти люди из очереди к мощам не заслуживают никакой нелюбви. Ни один из этих людей ничем не хуже каждого из тех, кто сегодня над ними смеется, более того — смеющиеся в любом случае хуже, потому что это они сейчас вторгаются на ту территорию, где их не ждут, то есть ведут себя точно так же, как надоевшие всем православные активисты со своими «традиционными ценностями».

То, что может быть уместно в политической полемике, выглядит отвратительно, когда те же риторические и полемические приемы бездумно переносятся в сферу религии и веры. Святой Николай — это не Путин. Святой Николай — это не патриарх Кирилл. Святой Николай — это не Энтео.

Какой бы спорной ни была деятельность сегодняшней патриархии, каким бы чиновником ни выглядел патриарх Кирилл, это вообще никак не отменяет ни православной составляющей нашей культуры, ни того, чем была вера для России в двадцатом веке, когда сначала православие приняло на себя самый страшный удар большевистского террора, а потом, в восьмидесятые, стало, извините за такой термин, локомотивом национального возрождения, когда каждый возрожденный храм становился важной вехой, означающей, что здесь больше не будут сажать в тюрьму за веру и не будут издеваться над тем, что свято для людей.

Я родился в Калининградской области, это был один из, кажется, двух советских регионов, где не было ни одной церкви вообще, и в 1986 году там освятили первый православный храм в разрушенной немецкой кирхе — это был храм в честь святого Николая Чудотворца. Сейчас в Калининграде довольно уродливую статую этого же святого встроили в бетонный советский монумент пионерам океанического лова, то есть получился такой совок в квадрате. Но никакой совок не отменит того, чем был для города первый Свято-Никольский собор, и если вы смеетесь над этой очередью, то вы смеетесь и над нашим 1986 годом, когда люди, лишенные храмов, отмечали Пасху на кладбищах, и первая настоящая церковь принесла надежду на новую, более достойную человека, жизнь. Не надо смеяться над этой жизнью.

Чувство превосходства над другими — оно всегда все портит. Оно способно превратить самых умных и симпатичных людей в самодовольных болванов, и если эта очередь создает для вас такие риски, то просто держитесь от нее подальше, объезжайте эту пробку и смотрите свой «Твин Пикс» или что там вам нравится смотреть. Свобода — это многообразие. Свобода — это выбор. Свобода — это уважение к другим. Воинствующего безбожия в свободе нет.

И последнее. Православный публицист Егор Холмогоров на канале «Царьград» сказал, что не представляет никого из оппонентов Путина в этой очереди, не может вообразить себе, чтобы кто-то из антипутинских деятелей поклонился мощам святого Николая. Это, конечно, интересный трюк с точки зрения охранительной пропаганды, но это неправда. Егор, посмотрите на меня. Я не люблю Путина и хочу, чтобы его не было у власти в моей стране, но если я буду президентом и если в Москву опять привезут мощи Николая Чудотворца, я отстою эту очередь и поклонюсь им. Обещаю вам, дорогой Егор Холмогоров, и пусть нам с вами — каждому в его начинаниях — всегда помогает наш святой Николай.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

*По решению Минюста России «Север.Реалии» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме