Как закрыть блогеров. Над рунетом навис железный занавес

26/04/2014 - 00:54 (по МСК) Карина Орлова

В пятницу акции «Яндекса» упали почти на 15%, упав ниже цены размещения в 2011 году. Но то, что хочет делать Кремль, происходит во всем мире, утверждает Владимир Путин. 

На самом деле то, что написано в законе, частично происходит в Китае – там примерно так же следят за блогерами, – или во Вьетнаме, где иностранные компании обязаны раскрывать все данные о своих пользователях. И, насколько я понимаю, вопрос стоит так: мы выходим на этой остановке или едем дальше – в Северную Корею и Туркменистан, где просто нет ни фейсбука, ни твиттера. Карина Орлова – о законе о блогерах.

Основные положения закона, который Госдума окончательно приняла 22 апреля, таковы: блогеры, доступ к страницам которых в течение суток составляет более трех тысяч пользователей, несут права и обязанности средств массовой информации. Блогеры несут полную ответственность за комментарии, оставленные посторонними пользователями на их страницах. Анонимность в интернете запрещается – блогер обязан разместить на сайте свои фамилию и инициалы, электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений. И главное, для ограничения доступа к странице достаточно решения уполномоченного органа, а не суда.

В общем, закон написан так, чтобы популярный блогер Алексей Навальный больше не мог писать про дачи Сергея Неверова и его коллег. Сейчас для недопущения этого все еще требуется суд, который признает данные сведения порочащими честь и достоинство.

Алексей Навальный находится под домашним арестом и не может общаться с прессой, но у закона есть и еще один ключевой адресат – Сергей Пархоменко, основатель сообщества диссернет, которое разоблачает фальсификации и подлоги в диссертациях. Не прошли проверку диссернетом научные работы депутата Ольги Баталиной, уполномоченного по правам человека Павла Астахова, губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, список длинный.

Журналист Олег Кашин, которого из СМИ публикуют только Свободная Пресса и slon.ru, недавно создал собственный ресурс kashin.guru.

Один из самых известных пользователей ЖЖ Андрей Мальгин говорит, что знал о готовящемся законе, и вопрос был только в том, распространится ли он на блогеров, живущих за границей (сам Мальгин живет в Италии) и публикующих свои блоги на иностранных платформах.

Новый закон о блогерах, конечно, направлен против оппозиционных авторов. Но под его действие могут попасть и вполне лояльные власти блогеры. Так, например, путешественник Сергей Доля, на которого в ЖЖ подписаны более 65 тысяч человек, часто вывешивает у себя в блоге рекламные материалы. Твиттер kermlin_russia, который начинался как жесткая политическая сатира, превратился в мощный оппозиционный блог, теперь уже не столько высмеивающий, сколько жестко критикующий путинскую власть.

Другие выпуски